Основные особенности метода анкетирования

Образование и воспитание » Метод дискуссии » Основные особенности метода анкетирования

Страница 2

Дискуссия начиналась с представления ведущего, знакомства всех участников дискуссии, общего представления предлагаемой ведущим темы дискуссии.

Затем следует обсуждение смысла понятий «толерантность», «терпимость», «нация», «раса». Задача обсуждения – составление общего представления о понятиях, выявление их специфических черт. В результате обсуждения были сделаны следующие выводы:

– национальность подразумевает под собой принадлежность к группе людей, объединенных по признакам территориального единства, единства государственности, культуры и языка;

– расовые различия связаны с принадлежностью того или иного человека к определенной языковой и расовой семье;

– нетерпимость к людям есть проявление асоциального и агрессивного поведения одних людей к другим под влиянием ряда факторов: пропаганды, необразованности и др.

Следующим этапом дискуссии стало обсуждение исторических оснований проблем расовой нетерпимости и ненависти. Ведущий попросил обратиться к историческим и литературным примерам подобного поведения, выявить его причины и последствия. Подростки вспомнили проявления фашизма, гонения евреев, расовые проблемы в США, проблемы темнокожих, проблемы иностранцев в России в наше время. В качестве причин были названы широкая пропаганда расового неравенства, манипуляция населением, отсутствие представлений у людей о расовых различиях и пр.

В дальнейшем подростки высказывались о том, как могла быть решена подобная проблема. Было установлено, что основная причина расовой нетерпимости – это отсутствие надлежавшего воспитания у людей из-за которого некоторым группам очень легко внушить превосходство одной нации над другой или обвинить в некоторых проблемах общества и государства национальные меньшинства.

Подводя итоги, подростки крайне положительно высказывались о дискуссии, подчеркивали важность поднятой темы, появлении новых мыслей и расширении представления о проблеме дискриминации и расовой нетерпимости.

Одной из задач исследования было отслеживание моделей поведения участников дискуссии.

С самого начала дискуссии в группе обозначились два лидера: Аня К. и Наташа В. Они взяли на себя инициативу по организации обсуждения, активизации других участников. Некоторой проблемой явилось незнание подростками специфики дискуссии как таковой. Следуя школьной традиции, детям хотелось найти «правильный» ответ на задание руководителя и представить его. Поэтому поначалу активные действия девочек привели лишь к перебору возможных вариантов «правильных» ответов. Так как дискуссия не подразумевает таковых, подобное ее направление было не продуктивным.

Прорывом в сложившейся ситуации стало предложение Игоря Б., предложившего обратиться к причинам нетерпимости в обществе. Это была своего рода попытка проблематизации. Поначалу лидерами эта попытка была пропущена, лишь спустя некоторое время после бесплодных переборов ответов, группа вернулась к варианту проблематизации поставленной темы.

В процессе проблематизации большую роль в обсуждении играли Аня К. и Наташа В. Но значительные содержательные вклады в обсуждение вносили Маша Н. и Полина Г. Они предложили проследить за историческими примерами расовой ненависти, предложили некоторые варианты подобного поведения. Их предложения активно разрабатывались лидерами, авторы же не особо стремились удержать свои позиции, лишь высказывая предположения и замечания без дальнейшей их разработки.

Когда пришло время демонстрации мнения каждого по предложенной теме, были выявлены некоторые затруднения в формулировках у нескольких подростков (Саша К., Дима А., Иван С., Юля В.). Они смущались, путались в ответах, ссылались на мнения других ребят. Некоторые подростки достаточно развернуто смогли представить свое мнение, несмотря на то, что в обсуждении практически не участвовали.

В составе группы были два человека, которые не смогли представить свое мнение ни на обсуждении, ни на итоговом представлении (Дима К., Костя С.). Их поведение можно охарактеризовать как асоциальное. Они не шли на контакт в ходе дискуссии, несмотря на обращение к ним как со стороны сверстников, так и со стороны ведущего. На итоговом выступлении они ограничились фразой «Здесь уже все было высказано». Определенной педагогической ошибкой было упущение этих ребят во время дискуссии, где было необходимо инициировать их на активность, вовлечь в обсуждение.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Возрастная динамика длины и веса тела
Длина тела у школьников 5 класса была равна 147 см, у шестиклассников этот показатель оказался на 2 см больше. У школьников 7 класса увеличился рост по сравнению с шестиклассниками ещё на 9 см, а у восьмиклассников - на 8 см (табл. 1). Следовательно, наиболее выраженное изменение длины тела за врем ...

Система организации внеклассной работы по математике и методика ее проведения
Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, с использование комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа по математике представляла собой стройную целенаправленную систему. Система внеурочной воспитательной работы по матема ...

Роль дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников
Формирование основ здорового образа жизни у детей - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование основ здорового образа жизни. Не уделяется до ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru