Сущность понятия «милосердие»

Страница 2

Таким образом, рассмотрев философские взгляды, которые касаются проблемы человеческого счастья, можно сделать вывод, что философы приходят к мысли, что состояние подлинного счастья может возникнуть лишь в результате работы человека по освоению нравственных ценностей, где милосердие занимает одно из ведущих мест, является важной человеческой добродетелью. В основе философских размышлений о сущности понятия «милосердия», как общечеловеческой нравственной ценности, лежит обращение к нравственным постулатам именно христианской этики и морали, в которых подчеркивается необходимость проявления милосердия и сострадания к людям, участия в судьбе других не только словами, но и делами, запечатлевается высокое значение заповеди о любви к ближним.

Для определения сущности понятия «милосердие» для нас так же были важны положения некоторых современных нам светских психологов и педагогов. Например, по мнению Евгении Бондаревской милосердие – это одно из проявлений гуманности. Она считает, что гуманность является вершиной нравственности, так как в ней сочетаются любовь к людям и ко всему живому с милосердием, добротой, и умением к сопереживанию. При этом для нее значимым в содержании личностно-ориентированного образования становится аксиологический компонент, цель которого ввести учащихся в мир ценностей и оказать им помощь в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций. По ее мнению, если учесть, что современному человеку приходится переоценивать многие устоявшиеся взгляды и воззрения, перестраивать свои взаимоотношения друг с другом, аксиологический компонент в исследуемом понятие приобретает особое значение. Сущностное понимание милосердия как общечеловеческой ценности ставит в центр воспитания внимание к чувствам, интересам и проблемам человека, способствует формированию у детей отношения к человеку как высшей ценности в мире. Воспитание милосердия является одним из путей знакомства ребенка с истинными началами духовности, определяющими его ориентацию в мире общечеловеческих нравственных ценностей. Лучше понять значение такого ведущего элемента как «любовь», в структуре понятия «милосердия», помогает мнение некоторых педагогов о том, что любовь порождает всегда душевную щедрость, а с ней не совместимы пессимизм, зависть, бездеятельность. Любви сопутствует возвышающая человека «душевная работа», которая поднимает на более высокие нравственные уровни отношение его отношение к окружающим. По их мнению, человек становится вдохновленным творцом различных форм бережного отношения к другим людям. Через любовь с особой силой развивается стремление к благополучию окружающих, благодаря ей хочется творить радость другим. Ирина Анатольевна Княжева в своем исследовании относит милосердие к гуманным качествам личности, которое определяется способностью человека к сочувствию, сопереживанию, состраданию, внимательному и заботливому отношению к окружающим, действенной помощи из жалости и человеколюбия. Выделяя признаки проявления милосердия у детей, педагог включает следующие требования к ребенку: умение простить своего обидчика, жалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, внешне непривлекательного, всегда быть готовым бескорыстно помочь нуждающимся, отказаться от чего-то привлекательного, значимого, в пользу обиженного, словесно или действенно отозваться на огорчение или же на радость ближнего. Интерес так же представляет определение Владимиром Абрамовичем Караковским тех общечеловеческих ценностей, которые рождают в человеке милосердие. По мнению педагога основополагающими понятиями человеческого бытия являются Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. Если люди начнут ориентироваться на эти понятия, то проявление милосердия и доброты станет неизбежным, так считает Караковский. Особое внимание он уделяет «золотому правилу нравственности»: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Педагог пишет: «Важно, чтобы самореализация каждого человека заключалась в том, чтобы соотносить свои интересы, желания и поступки с окружающими. Необходимо научить детей сложной науке – жить среди людей, проявлять милосердие».

Таким образом, проведя небольшой анализ исторической и современной научной литературы, мы с уверенностью можем сказать, что милосердие всегда рассматривалось как одно из высший проявлений нравственности, представляющее собой сострадательную и деятельную любовь, выражающуюся в жалости и мягкосердечности, готовности проявлять активное и действенное участие в заботе об окружающих. В основе же всех этих философских и научных размышлениях о сущности исследуемого нами понятия, лежит обращение именно к христианской этики и морали, в которых особо подчеркивается важность исполнения этой добродетели.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Принципы как категория дидактики
Процесс обучения достаточно сложное явление, и его нельзя представлять как простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями еще не обладают. Здесь, естественно, возникают вопросы: каким образом должно быть поставлено обучение? Какими правилами необходимо руководствоваться при этом? ...

Особенности развития грамматического строя речи при нарушенном речевом развитии
И в норме и в патологии развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс, который имеет как схожие черты, так и определенные отличия. Но последовательность, с которой осуществляется овладение детьми грамматическим строем протекает в русле общих закономерностей и взаимообусло ...

Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите л ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru