Сущность понятия «милосердие»

Страница 2

Таким образом, рассмотрев философские взгляды, которые касаются проблемы человеческого счастья, можно сделать вывод, что философы приходят к мысли, что состояние подлинного счастья может возникнуть лишь в результате работы человека по освоению нравственных ценностей, где милосердие занимает одно из ведущих мест, является важной человеческой добродетелью. В основе философских размышлений о сущности понятия «милосердия», как общечеловеческой нравственной ценности, лежит обращение к нравственным постулатам именно христианской этики и морали, в которых подчеркивается необходимость проявления милосердия и сострадания к людям, участия в судьбе других не только словами, но и делами, запечатлевается высокое значение заповеди о любви к ближним.

Для определения сущности понятия «милосердие» для нас так же были важны положения некоторых современных нам светских психологов и педагогов. Например, по мнению Евгении Бондаревской милосердие – это одно из проявлений гуманности. Она считает, что гуманность является вершиной нравственности, так как в ней сочетаются любовь к людям и ко всему живому с милосердием, добротой, и умением к сопереживанию. При этом для нее значимым в содержании личностно-ориентированного образования становится аксиологический компонент, цель которого ввести учащихся в мир ценностей и оказать им помощь в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций. По ее мнению, если учесть, что современному человеку приходится переоценивать многие устоявшиеся взгляды и воззрения, перестраивать свои взаимоотношения друг с другом, аксиологический компонент в исследуемом понятие приобретает особое значение. Сущностное понимание милосердия как общечеловеческой ценности ставит в центр воспитания внимание к чувствам, интересам и проблемам человека, способствует формированию у детей отношения к человеку как высшей ценности в мире. Воспитание милосердия является одним из путей знакомства ребенка с истинными началами духовности, определяющими его ориентацию в мире общечеловеческих нравственных ценностей. Лучше понять значение такого ведущего элемента как «любовь», в структуре понятия «милосердия», помогает мнение некоторых педагогов о том, что любовь порождает всегда душевную щедрость, а с ней не совместимы пессимизм, зависть, бездеятельность. Любви сопутствует возвышающая человека «душевная работа», которая поднимает на более высокие нравственные уровни отношение его отношение к окружающим. По их мнению, человек становится вдохновленным творцом различных форм бережного отношения к другим людям. Через любовь с особой силой развивается стремление к благополучию окружающих, благодаря ей хочется творить радость другим. Ирина Анатольевна Княжева в своем исследовании относит милосердие к гуманным качествам личности, которое определяется способностью человека к сочувствию, сопереживанию, состраданию, внимательному и заботливому отношению к окружающим, действенной помощи из жалости и человеколюбия. Выделяя признаки проявления милосердия у детей, педагог включает следующие требования к ребенку: умение простить своего обидчика, жалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, внешне непривлекательного, всегда быть готовым бескорыстно помочь нуждающимся, отказаться от чего-то привлекательного, значимого, в пользу обиженного, словесно или действенно отозваться на огорчение или же на радость ближнего. Интерес так же представляет определение Владимиром Абрамовичем Караковским тех общечеловеческих ценностей, которые рождают в человеке милосердие. По мнению педагога основополагающими понятиями человеческого бытия являются Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. Если люди начнут ориентироваться на эти понятия, то проявление милосердия и доброты станет неизбежным, так считает Караковский. Особое внимание он уделяет «золотому правилу нравственности»: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Педагог пишет: «Важно, чтобы самореализация каждого человека заключалась в том, чтобы соотносить свои интересы, желания и поступки с окружающими. Необходимо научить детей сложной науке – жить среди людей, проявлять милосердие».

Таким образом, проведя небольшой анализ исторической и современной научной литературы, мы с уверенностью можем сказать, что милосердие всегда рассматривалось как одно из высший проявлений нравственности, представляющее собой сострадательную и деятельную любовь, выражающуюся в жалости и мягкосердечности, готовности проявлять активное и действенное участие в заботе об окружающих. В основе же всех этих философских и научных размышлениях о сущности исследуемого нами понятия, лежит обращение именно к христианской этики и морали, в которых особо подчеркивается важность исполнения этой добродетели.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Развитие грамматического строя речи при нарушении речевого развития
При нормальном ходе речевого развития все вышеперечисленные "закономерные" аграмматизмы должны полностью исчезнуть не позднее чем к четырём годам (во многих случаях они исчезают и раньше). К этому времени ребёнок должен говорить грамматически правильно оформленными предложениями, в которы ...

Нравственное воспитание на уроках физической культуры
Нравственное воспитание происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. Любовь к своему Отечеству, готовность встать на его защиту, не жалея жизни, высокие патриотические чувства, сопровождаемые проявлением мужества, смелости и решительности; ощущение душевной бол ...

Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема
На рубеже 1990–2000-х гг. окончательно сформировались широкие социальные и социально-педагогические предпосылки массового введения профильного обучения на старшей ступени общего образования в российской школе. Перечислим и кратко охарактеризуем эти предпосылки. 1. Возрастание требований к специалис ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru