Сущность понятия «милосердие»

Страница 3

Теперь необходимо рассмотреть, какое значение предается милосердию в Священном писание, и как объясняется оно в святоотеческой литературе. В Библии милосердию уделяется особое значение. Господь говорит: «просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42); «Благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего» (Лк. 6, 35); Благотворения не забывайте, пишет святой апостол Павел в послании к евреям. (Евр. 13, 16); Раздели с голодным хлеб твой, — говорит пророк Исаия, — и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, — одень его (Ис. 58, 7); «Благотворящий бедному дает взаймы Богу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19:17); «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13).

Основанием христианского милосердия всегда являлась любовь, к которой Христос призывает всех на протяжении более чем двух тысяч лет. Так как именно любовь учит радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим. 12, 15). Любовь научает человека радоваться благополучию ближнего, как своему собственному, и чувствовать его несчастье, как свои собственные. Это тот путь, который сам собой ведет человека к добродетели. Как на большой дороге, кто найдет ее начало, тот идет по ней, не нуждаясь в проводнике, так и в любви, улови только ее начало, и она станет твоим проводником. Милосердие является высшей степенью действенной любви. Любовь, как основа и движущая сила любой добродетели, а милосердие являющейся высшей из них, всегда и во все времена будет актуально, не требуя при этом каких-то особых условий для реализации, но лишь движение души и сердца. К милосердию способно «милое», то есть милующее сердце, забывающее зло, обиду, неудобство, вражду, сердце сострадательное, состраждущее. Христианин должен быть милосердным всегда, и ко всем людям: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк. 6, 36), и в другом месте говорится: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13). Один инок в своем дневнике о Божественном милосердии писал: «Милосердие Божие к нам столь велико и превышает всякие заслуги наши, что предъявлять на него права не может никакая святость и достоинство. Отсюда же само собою ясно и то, что никакое истинно доброе дело не забудется у Бога, но непременно принесет творящему оное плод сторицею». Слово Господне призывает наши сердца исполниться милости. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13). В этом сущность христианства: любовь – его бытие, свобода – его дар, милость – его содержание. Евангельскому представлению о милости присуща совершенно особая глубина, всеобъемлемость, многогранность – при приятии сей добродетели как дара Свыше и при посвящении ее Господу. В самый трудный период в истории церкви, когда волна гонений захлестывала всех последователей Христовой веры, и по милосердию Божьему мученичество стало удобнейшим средством спасти свою бессмертную душу, священномученик Киприан, епископ Карфагенский в это же время гонений о милосердии писал: «Милосердие – торжество ангелов, победа над диаволом, уподобление Отцу Небесному. Оно без мученичества доставляет венец славы». Милосердие не только душеспасительное делание, но и истинный путь подражания Господу, где нет различий нуждающихся в возрасте, национальности и религиозной принадлежности, но есть лишь одно искреннее желание отдать всего себя тому, кто имеет в этом нужду.

Милосердие является добродетелью, которое ставится выше самого девства и поста. (Мф. 25, 1-13; 34-40). Святитель Иоанн Златоуст, возглавляя Константинопольскую кафедру, и видя всю безнравственную жизнь столичной знати, с особой возвышенностью пишет о милосердии и ее необходимости: «Милосердие и сострадание – вот чем мы можем уподобиться Богу, а когда мы не имеем этого, то не имеем ничего. Не сказал Господь: если станете поститься, то будете подобны Отцу вашему. Не сказал: если станете соблюдать девство или станете молиться, то будете подобны Отцу вашему. Все это не относится к Богу, и Бог не делает ничего такого. Но что? Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36) . Это – дело Божие». Ибо пост, девство, молитва и другие христианские добродетели есть выражение нашего благоговения перед Богом. Так как мы много согрешаем перед Ним и являемся должниками, не имеющими чем воздать нашему Благодетелю и Господину, но только лишь можем молить Его о снисхождении и помиловании нас, то как говорит Тихон Задонский: «С какою надеждою будешь молиться Богу, когда сам не слушаешь молитвы подобных тебе людей? Как скажешь: «Господи помилуй», когда сам не милуешь? Как будешь просить с прочими в церкви: «подай, Господи», когда сам не подаешь нуждающимся, а можешь подать? Какими устами скажешь: «Услыши мя, Господи», когда сам не слышишь бедного, или вернее — в бедном Самого Христа, вопиющего к тебе? С каким упованием прострешь свои руки к твоему Создателю, когда сам подобного себе, простирающего руки, отвращаешься? Итак, милости Божией к себе ищи милостями к ближним. По Христову обещанию “милостивые помилованы будут» (Мф. 5, 7). Суд же без милости не сотворившему милости (Иак. 2, 13)». Истинное проявление милосердия тем и отличается, что за дела милости, человек проявляющий ее, прежде всего стремится подражать Спасителю в Его главном проявлении всепрощающей любви ко всем и во всём, изливая её даже на тех, кто по мнению обывателя подобного не заслуживает, учась быть снисходительными к человеческим немощам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
У детей с нарушениями интеллекта развитие речи существенно отличается от того, которое описано выше. Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к переходу дошкольного возраста у них нет готовности к ее усвоению. Не сформир ...

Определение уровней общих и специальных трудовых умений детей средней группы дошкольного учебного заведения
В соответствии с поставленной целью и задачами исследования был проведен констатирующий этап эксперимента. Цель: определить уровень общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста. Задачи констатирующего этапа эксперимента: определить состояние решения проблемы формирования ...

Задачи воспитания звуковой культуры речи
Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей. Можно выделить сле ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru