Сущность понятия «милосердие»

Страница 6

Святой преподобный Исаак Сирин о милосердии писал: «Господь для уподобления нашего Отцу Небесному назначил нам милосердие, потому что творящих его приближает оно к Богу. Будем непрестанно понуждать себя – во всякое время внутренне быть милосердными ко всякому разумному естеству. Ибо так внушает нам учение Господне. И надобно не только сохранить это внутреннее наше милосердие, но, когда призывают самые обстоятельства дел и нужда, не вознерадеть и о том, чтобы доказать любовь свою к ближнему явно. Ибо мы знаем, что без любви к ближнему ум не может просветиться Божественною беседою и любовью».

Отличительной чертой христианской добродетели является совершение ее в тайне. Милостыня, совершенная в тайне позволяет человеку отвратиться от внешнего фактора, который ведет лишь к тщеславию, и позволяет обратиться к внутреннему, тем самым сосредоточиться на рассмотрении различных движений, которые возникают в душе во время совершения дел милосердия. Если сознание человека установится именно таким образом на рассмотрение милосердия совершенного его падшим естеством, тогда он начнет усматривать все несовершенство такого милосердия, и тем самым признает все свои благодеяния греховными действиями, которые своей благовидностью обманывают не только других, но и самого себя. Святитель Игнатий (Брянчанинов) справедливо замечал, что в жизни очень часто бывают случаи, когда человек кажется милосердным для окружающих, но когда он исследует себя, то находит в себе одну глупую личину милосердия. И в таком случае, милосердствует в нем не любовь, а тщеславие, корысть и пристрастие, но опомнившись, в человеке зарождается стремление быть милосердным сообразно той заповеди, которую дал Христос, и тут он приходит к пониманию, что для этого необходимо учинить своему сердцу боль и ужасное насилие. Через Христову заповедь в человеке обличается сердечный недуг, через нее он убеждается, что признавал себя милосердным лишь только по естеству, но человеконенавистным и жестокосердным по отношение к Евангелию. Сердце человека согласно быть милосердным лишь только по движению крови, но творить дела милосердия по заповеди Христовой для него трудно и мучительно. Таким образом, святитель Игнатий призывает обуздывать естественное милосердие, заменяя его на евангельское, и через это исправлять его. Человек должен побуждать себя к делам милосердия сообразно Божественным заповедям, даже если для этого необходимо причинять насилие своему сердцу. Продолжая свою мысль святитель Игнатий говорит, что владеющий только естественным милосердием, подобен человеку находящемуся во мраке под влиянием демонов, и для более наглядного примера он приводит евангельский отрывок, где повествуется о естественном милосердии апостола Петра, когда тот отговаривал Христа идти на вольную смерть в Иерусалим. Святитель акцентирует внимание на строгости и однозначности ответа, который был дан Христом апостолу: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 21-23). Этими словами Господь показал, что мысли и чувства человека зараженного грехом находится под властью врага рода человеческого, хотя на первый взгляд могут казаться вовсе не такими. Такое мнимое милосердие необходимо заменять на евангельское, которое может появиться только в том случае, если человек приобретет смирение, ведь только на нем основывается настоящая любовь и милосердие. Если же милосердие осуществляется только для того, чтобы потешить свою гордыню, и получить похвалу от людей, то по словам Святителя Иоанна Златоуста оно уже не может быть истинным милосердием, но является жестокосердием и проявлением тщеславия. Ведь если человек подает милостыню не из милосердия, а только для того, чтобы показать себя перед людьми, то тогда она не только не служит милостыней, но служит даже обидой и оскорблением, так как через такую «милостыню» происходит публичное осмеивание ближнего. Главное, что следует всегда помнить, что никакие жертвы и милостыни нищим никогда не заменят любви к ним, если ее нет в сердце. Святитель Феофан Затворник обращает внимание на то, что одно – дела милосердия и другое – милостивость сердечная. Дела получают цену от сердечного расположения. «Посмотрите, милостивость ваша есть ли природное расположение или исходит самодеятельно из любви к Богу и покорности воле Его? И природное расположение доброе удовлетворять богоугодно, потому что оно от Бога, но если им одним руководиться, то такой порядок дел будет меньшей добротности. Чтобы это получило настоящую добротность, надо освятить свое сердоболье боголюбием и покорностью воле Божией или заповедям, делая всякое дело, как бы оно прямо вам самим Богом было поручено». Поэтому подавая милостыню необходимо заботиться о том, чтобы она подавалась нами с теплотой и любовью, от доброго и искреннего сердца, с охотой, а не с досадой и огорчением на тех, кому мы ее подаем. Само слово «милостыня» показывает нам, что она должна быть делом и жертвой нашего сердца, и подаваться с умилением и сожалением о бедственном состоянии тех, кому мы ее подаем, и в тоже время с сокрушением о своих грехах. Если человек творит дела милосердия с чувством презрения и досады, то он не только не познал своих грехов, но даже не познал самого себя. Следует помнить, что подаяние милостыни служит благодеянием прежде всего тому, кто ее подает, ибо ходатайствует нам часть среди овец христовых, стоящих одесную Его, говорящего: «Придите благословении Отца Моего и наследуйте уготованное вам Царство Небесное» (Мф. 25, 34).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Полезная информация:

Сила как физическое качество человека
Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мы­шечных усилий. Один из наиболее существенных 'моментов, определяющих мышечную силу - это режим работы мышц. При существовании лишь двух реакций мышц на раздражение - сокращения с измен ...

Требования к организации среды, способствующей формированию психологической готовности к переходу в среднее звено обучения
В предыдущей главе мы выделили основные проблемы, возникающие при переходе на среднее звено обучения, выделили требования, которые предъявляются средней школой к личности ребенка, и выяснили, что для того, чтобы ребенок в средней школе чувствовал себя наиболее комфортно, ему необходимо обладать так ...

Виды музыкальных игр и их использование в классах коррекции
Игра рассматривается педагогикой как одно из самых распространенных общепризнанных средств воспитания детей с ЗПР. Игра – один из путей подготовки ребенка к предстоящей разносторонней трудовой деятельности. В соответствии с решением отдельных задач в процессе воспитательной работы с детьми с ЗПР по ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru