Сообразно частям человеческого природы милосердие бывает не только телесное, но и душевное. Преподобный Авва Дорофей в своих поучения справедливо замечал, что нет на земле такого человека, который мог бы сказать, что он нищий, и у него нет возможности оказать милость ближнему. Обращаясь к таким людям преподобный говорил, что если вы не можете подавать столько, сколько дают богатые, той подайте хотя бы незначительные две лепты, подобно той бедной евангельской вдове, и Господь примет это от вас это подаяние лучше, чем роскошные подаяния богатых. Если и того не имеете, то имеете возможность оказать милость немощному брату. И того не можете? Тогда словом утешайте ближнего своего, и оказав ему милосердие через слово, услышите сказанное: «слово – лучше, нежели даяния» (Сир. 18, 17). Истинная идея милосердия заключается в искреннем желании помочь ближнему, пусть даже в самом малом, но всегда с чистым и открытым к этому сердцем. Милость, сотворённая в угоду кому-то, с корыстной целью, пусть и в масштабных размерах, не примется Господом, но послужит лишь в повреждение души и взращиванию чувства гордости и человекоугодия. Так же можете, когда ближний ваш согрешит против вас, простить ему грех, и тогда вы сами получите прощение от Бога, ибо Господь сказал: «Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6, 37), и тем самым вы окажете милость душе того, кто имеет в этом нужду, простив ему грех, которым он согрешил он против вас, ибо Господь по любви Своей дал людям власть прощать друг другу согрешения, которые случаются между ними. Таким образом, не имея, чем оказать милосердие к телу, мы милуем душу. А что может быть больше милости, оказанной душе? Ничего, ибо как душа драгоценней тела, так и милость, оказанная ей, больше милости оказанной телу. Святитель Игнатий (Брянчанинов) высказывая подобную мысль говорил: «Кто хочет спастись, тот должен по силе своей творить милостыню душевную и телесную. Душевная милостыня состоит в прощении ближним их согрешений, то есть оскорблений и обид, нанесенных нам ближними. Милостыня телесная состоит в посильном вспомощении ближнему хлебом, одеждой, деньгами и странноприимством. Милость доставит оправдание возлюбившим ее, а отвергшим ее предаст осуждению». В христианстве милосердие является царицей добродетелей. Оно возводит человека на небо, и служит ходатаицей за него пред Престолом Божиим. Ничему так не удивлялись неверные, как делам милосердия. Именно милосердие делает человека человеком, и жизнь проведенная без него не может считаться жизнью.
Милосердием всегда отличались истинные христиане от язычников. Видя веру и добродетельную жизнь христиан, язычники оставляли свои заблуждения и становились последователями Христовой веры. Ярчайшим примером такого обращения служит повествование о юноше, который в последствии стал великим подвижников благочестия: «Однажды после длинного утомительного похода по раскаленным дорогам, под палящими лучами южного солнца войска вступили в деревню, где вынуждены были остановиться для отдыха, и необыкновенное явление поразило солдат. Обычно во всех селениях, где предполагалась остановка, неизменно повторялось одно и то же: лишь только передние шеренги солдат оказывались на окраине, как жизнь на улицах замирала, захлопывались окна, запирались на засовы двери и все старались куда-нибудь спрятаться, чтобы не пустить к себе солдат и не делиться с ними своими скудными запасами. К таким встречам войска давно привыкли, этого все ожидали и перестали этим раздражаться. Но та деревня, в которую вступили они, была какая-то необыкновенная. Когда отряд достиг центральной площади, он был окружен поселянами, наперебой предлагавшими свои услуги. Мужчины и женщины тащили большие корзины с хлебом и плодами, молодые девушки с милыми улыбками потягивали глиняные кувшины полные холодной воды. - Должно быть тут много родственников наших легионеров, - заметил молодой солдат, наблюдая эту картину. - Родственников? Нет, - возразил седоусый воин, проведший в походах полжизни, - это христиане. Их Бог велит любить людей и служить всем. - Какой хороший Бог, - подумал юноша, - наш Юпитер этого не велит. Хорошая вера! Надо узнать о ней получше. Только бы кончить поход. Этого юношу звали Пименом. Впоследствии он стал великим христианским подвижником, говорившим, что «три главных дела необходимы нам: бояться Бога, молиться и делать ближним добро». Ведь как верно сказано в Евангелие от Матфея: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые».(Мф 7, 16-18). Так истинный Православный должен прежде всего творить дела милости не словом, а делом, доказывая своей жизнью, что он является истинным последователем Христа.
Полезная информация:
Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и
речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста строится на диагностической основе. Диагностический блок занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия. Диагностика в свою ...
Автоматизированное компьютерное проектирование
Бесспорными лидерами на мировом рынке графических компьютерных систем являются системы CorelDRAW и AutoCAD. Поэтому обучение компьютерному выполнению чертежей целесообразно осуществлять именно в этих системах. Однако черчение заключается не только в выполнении графических построений. Выполнение чер ...
Обучение в сотрудничестве – инновационная технология обучения
Обучению в сотрудничестве придается большое значение. Оно вызывает интерес к знаниям, развивает любознательность и смекалку, способствует сенсорному воспитанию, вселяет жизненный оптимизм и воодушевляет эмоциональную силу. Целесообразность использования обучения в сотрудничестве наряду с другими ме ...