Итоговый этап опытно-экспериментальной работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Формирование выразительности речи у старших дошкольников » Итоговый этап опытно-экспериментальной работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Как видим из Таблицы 4 уровень выразительности старших школьников значительно повысился. Высокий уровень выразительности после проведения специально разработанных занятий и упражнений выявлен у 12 ребят, а было всего 3. Средний уровень теперь характерен для 5 дошкольников, вместо 7.

Только один ребёнок не поднялся выше низкого уровня, хотя необходимо отметить, что по баллам у него оценка стала выше, но до среднего чуть-чуть не дотянул. Это можно объяснить тем, что у мальчика явно выражено нарушение речи. Ребенок очень плохо разговаривает, не произносит много звуков, «гнусавит». Здесь требуется специалист не только по развитию произношения, но и другие специалисты, такие как ЛОР, психолог, невропатолог, возможно и социолог, так как социально-педагогические условия развития детей не обследовались, однако факторами затруднения речи могут быть любые.

Проведенное экспериментальное исследование показало, что для занятий театрально-игровой деятельностью в целях формирования выразительности в дошкольном учреждении необходима развивающая предметно-пространственная среда. Без этого очень сложно проводить театрализованные занятия по развитию характеристик выразительности речи. Так же при разработке занятий с элементами театрализованных игр необходимо учитывать индивидуальные психолого-педагогические особенности дошкольников. Активное участие родителей так же способствует успешному формированию выразительности речи.

Экспериментальное исследование подтвердило эффективность разработанных нами занятий с элементами театрализованных игр и упражнений, направленных на формирование выразительности речи.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование показало, что театрализованные игры, при соблюдении определенных условий: учет индивидуальные психолого-педагогические особенности; применение эффективных способов формирования выразительности речи и организация активного участия родителей в процессе формирования выразительности речи у старших дошкольников, являются эффективным средством формирования выразительности речи старших дошкольников. Что собственно и подтверждает выдвинутую гепотизу в исходном положении.

По результатам работы были сформированы методические рекомендации родителям и педагогам по формированию выразительности речи:

Рекомендации

Работа по формированию выразительности речи у дошкольников должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.

Родители должны работать дома над формированием выразительности речи следуя данным логопедом или воспитателем рекомендациям.

Для развития просодических компонентов речи можно использовать вербальные и невербальные тренинги, театрализованные игры и различные логоритмические упражнения.

Проводить работу по формированию мелкой моторики, формировать тонкие движения пальцев рук.

Развивать чувство и восприятие ритма

Научить детей выражать эмоции при помощи мимики, для этого можно использовать: «Удивилки» - поднять брови; «Поразилки» - поднять брови, открыть рот; «Улыбалки», «Хмурилки» - нахмурить брови; «Сердилки» - нахмурить брови, надуть щеки; «Огорчалки» - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз и т.п.

Проводить логоритмические минутки. Например, зарядка: А - руки в стороны вверх. О - руки соединить. И - руки развести в стороны. У - руки вперед, назад, вместе.

Научить детей повышать и понижать голос. Например упражнение «Укачивание» (имитация укачивания куклы): А – А – А - А.

Для развития интонации и выразительности в экспрессивной речи использовать упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса. Например повествовательные, восклицательные или вопросительные предложения.

Родителям и педагогам уделять должное внимание упражнениям, играм, инсценировкам на развитие чувства темпа, ритма, мелодики и интонации.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Особенности мыслительной деятельности
Мышление — это процесс познавательной деятельности, отличающийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятия, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно (через ум ...

Специфика организации и проведения кружковой работы в специализированном детском доме для детей с ограниченными возможностями развития
Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках. Практика работы с детьми с особыми образовательными потребностями показывает, что рациональная организация внутри школьной кружковой работы способс ...

Пути организации занятий на начальном этапе обучения
Качество знаний учащихся во многом зависит от правильной организации занятий. Методисты предлагают следующую организацию занятий: 1. Ежедневные 15-25 минутные занятия, сопровождаемые также речью на иностранном языке во время режимных моментов (зарядка, прием пищи, уборка, переодевание). 2. Два раза ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru