Итоговый этап опытно-экспериментальной работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Формирование выразительности речи у старших дошкольников » Итоговый этап опытно-экспериментальной работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Как видим из Таблицы 4 уровень выразительности старших школьников значительно повысился. Высокий уровень выразительности после проведения специально разработанных занятий и упражнений выявлен у 12 ребят, а было всего 3. Средний уровень теперь характерен для 5 дошкольников, вместо 7.

Только один ребёнок не поднялся выше низкого уровня, хотя необходимо отметить, что по баллам у него оценка стала выше, но до среднего чуть-чуть не дотянул. Это можно объяснить тем, что у мальчика явно выражено нарушение речи. Ребенок очень плохо разговаривает, не произносит много звуков, «гнусавит». Здесь требуется специалист не только по развитию произношения, но и другие специалисты, такие как ЛОР, психолог, невропатолог, возможно и социолог, так как социально-педагогические условия развития детей не обследовались, однако факторами затруднения речи могут быть любые.

Проведенное экспериментальное исследование показало, что для занятий театрально-игровой деятельностью в целях формирования выразительности в дошкольном учреждении необходима развивающая предметно-пространственная среда. Без этого очень сложно проводить театрализованные занятия по развитию характеристик выразительности речи. Так же при разработке занятий с элементами театрализованных игр необходимо учитывать индивидуальные психолого-педагогические особенности дошкольников. Активное участие родителей так же способствует успешному формированию выразительности речи.

Экспериментальное исследование подтвердило эффективность разработанных нами занятий с элементами театрализованных игр и упражнений, направленных на формирование выразительности речи.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование показало, что театрализованные игры, при соблюдении определенных условий: учет индивидуальные психолого-педагогические особенности; применение эффективных способов формирования выразительности речи и организация активного участия родителей в процессе формирования выразительности речи у старших дошкольников, являются эффективным средством формирования выразительности речи старших дошкольников. Что собственно и подтверждает выдвинутую гепотизу в исходном положении.

По результатам работы были сформированы методические рекомендации родителям и педагогам по формированию выразительности речи:

Рекомендации

Работа по формированию выразительности речи у дошкольников должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.

Родители должны работать дома над формированием выразительности речи следуя данным логопедом или воспитателем рекомендациям.

Для развития просодических компонентов речи можно использовать вербальные и невербальные тренинги, театрализованные игры и различные логоритмические упражнения.

Проводить работу по формированию мелкой моторики, формировать тонкие движения пальцев рук.

Развивать чувство и восприятие ритма

Научить детей выражать эмоции при помощи мимики, для этого можно использовать: «Удивилки» - поднять брови; «Поразилки» - поднять брови, открыть рот; «Улыбалки», «Хмурилки» - нахмурить брови; «Сердилки» - нахмурить брови, надуть щеки; «Огорчалки» - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз и т.п.

Проводить логоритмические минутки. Например, зарядка: А - руки в стороны вверх. О - руки соединить. И - руки развести в стороны. У - руки вперед, назад, вместе.

Научить детей повышать и понижать голос. Например упражнение «Укачивание» (имитация укачивания куклы): А – А – А - А.

Для развития интонации и выразительности в экспрессивной речи использовать упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса. Например повествовательные, восклицательные или вопросительные предложения.

Родителям и педагогам уделять должное внимание упражнениям, играм, инсценировкам на развитие чувства темпа, ритма, мелодики и интонации.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Сущностная характеристика познавательного интереса
Среди различных психологических феноменов большое внимание уделяется интересам. По противоречивости суждений о природе и сущности интереса это понятие не уступает другим, рассматриваемым в качестве побудителей активности человека. Во многих работах интерес определяется как потребность человека к по ...

Понятие и сущность педагогического мастерства
В настоящее время в психолого-педагогической литературе понятие педагогического мастерства характеризуется множественностью и неоднозначностью его трактовок (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Петровский, Ю.П. Азаров, М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, и др.). За каждой из ни ...

Русская песенная культура Поволжья
Процесс генезиса, развития и окончательного сложения Поволжского региона явился результатом сложного взаимодействия разновременных этнических и культурных потоков различного происхождения, в том числе племен финно-угорских, тюркских, монгольских, германских и славянских. Отметим здесь процессы конс ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru