Организация внеклассной работы по русскому языку

Страница 1

В Основных направлениях реформы общеобразова­тельной и профессиональной школы сказано: «Свобод­ное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку — различного типа уроков, факульта­тивных занятии, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Внеклассные занятия должны расширять лингвисти­ческий кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому на­роду и интерес к его языку, должны прививать уча­щимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литерату­рой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку.

К специфическим принципам внеклассной работы в методической литературе относят принципы: взаимо­связи классных и внеклассных занятий, научной углуб­ленности, практической направленности, занимательно­сти, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития твор­ческих способностей, связи с внеклассной работой по родному языку.

Повышению интереса к внеклассной работе способ­ствует занимательность. «Занимательность (но ни в коем случае не развлекательность) внеклассных заня­тий, — пишет Н. М. Шанский, — должна быть лишь пе­дагогическим средством, но не целью работы». Зани­мательность внеклассной работы связана с формой ее проведения, выбором методов и приемов работы, с ис­пользованием ТСО и наглядности, интересных заданий, лингвистических игр, с привлечением интересных фак­тов.

Принцип равного права на участие во внеклассной работе всех учащихся требует сугубо индивидуального подхода к каждому ученику, оказания максимальной помощи, подбора специальных заданий, упражнений, форм работы для слабо владеющих русской речью.

Во внеклассных занятиях должны широко исполь­зоваться межпредметные связи. Такие связи осуще­ствляются между русским и родным языками, русской и родной литературами. Можно использовать также знания, полученные на уроках иностранного языка, истории, географии. Например, учащиеся могут подготовить сообщение о порядке слов в предложении рус­ского и изучаемого иностранного языка, о роде заим­ствованных существительных и т. д. Знания по истории могут быть использованы в сообщениях о происхожде­нии письменности, книгопечатания, о заимствованных словах. Межпредметные связи способствуют как более прочному усвоению знаний и умений, так и активиза­ции естественной речевой деятельности школьников.

Для стимулирования речевой активности учащихся и обогащения их речи весьма полезно посещение кино, театра, прослушивание радио- и телепередач, чтение га­зет и журналов на русском языке.

Содержание внеклассной работы определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков учащихся. Обычно их интересуют та­кие вопросы, как возникновение русского языка, его развитие и роль в современном мире, языки мира, обра­зование слов и их этимология. Эти внепрограммные во­просы могут быть включены во внеклассные занятия для учащихся старших классов.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Инновационные образовательные учреждения
Модернизация системы отечественного образования, определяющая интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющаяся условием ее процветания и развития, требует от каждого образовательного учреждения поисков путей и механизмов постоянного обновления, повышения эффективности деятельности и улучшен ...

Особенности овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста
Речь представляет собой своеобразную деятельность, которая, выступая в единстве с мышлением, занимает центральное место в процессе психологического развития ребенка. Речь имеет полифункциональный характер: слово является средством общения и средством мышления; обе эти функции внутренне связаны межд ...

Роль учителя в формировании самооценки
В школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях (которая, в свою очередь, соотносится со школьной успеваемостью). Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если принять во внимание ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru