О проблемы воспитания милосердия у детей

Образование и воспитание » Воспитание милосердия у детей » О проблемы воспитания милосердия у детей

Страница 1

Такая проблема, как воспитание милосердия у детей, волнует людей на протяжении уже многих веков. Как представители святоотеческой мысли, так и светские мыслители считали необходим воспитывать эту добродетель, но если святоотеческая мысль не придумывала систематических приемом и методов для разрешения столь животрепещущей проблемы, а лишь призывала всех тех, кто имеет отношения к воспитательному процессу, личным примером воздействовать на умы и сердца вверенным им от Бога детям, то философская и педагогическая мысль разрабатывали приемы и методы, благодаря которым можно воспитать милосердную личность.

Начиная со времен древнегреческих философов, таких как Сократ, Платон и Аристотель, затрагиваются вопросы этики и морального воспитания, а именно развития таких качеств, как любовь и милосердие. Философы выделяли следующие дидактические условия воспитания любви и милосердия к людям: Сократ выделял беседу, как самый эффективный метод, Аристотель говорил о необходимости примера взрослых, а Платон считал, что с помощью литературного наследия можно повлиять на сознание ребенка. Но особый интерес для нас имеет все-таки воспитательные традиции Руси, а именно, как наши предки решали проблему воспитания милосердия у подрастающего поколения.

Уже средневековый период на Руси характеризуется особым вниманием к проблеме воспитания милосердной личности. Памятники искусства этого периода подчеркивают важность такой добродетели, как милосердие. Большой интерес представляет сборник изречений и афоризмов «Пчела», который был составлен в Византии, но уже в 11 веке попал на Русь, и был с удовольствием принят русским народом. Составители этого произведения стремились превознести добродетельные качества и показать их красоту, а порочные дела осудить. В изречениях и афоризмах, которые находятся в этом сборнике подчеркивается значимость милосердия, человеколюбия и душевной теплоты, которые должны царить во взаимоотношении людей. « Копающий яму под ближним своим упадет в нее. Не радуйся, видя других в беде. Держись со всеми как равный, если в жизни ты и выше». Так же отмечается умение замечать чужую боль и беду, эмоционально отзываться на проблему ближнего: «Рассуждать умеют многие, а понимать не все. Легче утешать, чем самому терпеть страдания. Получив добро помни, а сделав – забудь. Лучше слепые глаза, чем слепое сердце. Не будь твердым, как кость человека, а будь мягким». В данном произведении неоднократно отмечаются такие добродетели как отзывчивость, сострадание, любовь к людям, которые составляют основу милосердия.

Для детей маленького возраста не способных пока на собственные умозаключения и размышления, путь привития милосердия лучше всего осуществлять собственным примером и примером добрых поучений и сказок, в которых делающие добро поощряются расположением окружающих, и в итоге своей добродетелью «заражают» других героев.

Так же пристальный интерес вызывает «Поучение» киевского князя Владимира Мономаха, которое было написано на грани 11 и 12 веков, им были определены основные моральные требования, которые он предъявлял своим детям. Особое место в этом произведении занимает патриотизм, но при этом князь не забывает напомнить детям о милосердии и человеколюбии, и о необходимости защищать всех слабых и обездоленных. Киевский князь создает идеальный образ человека на основе христианства. Владимир Мономах в своем произведении постоянно напоминает о необходимости проявления милосердия по отношению к окружающим, о важности творить дела милосердия в тайне от людей, ради Христа, а не в угоду своему честолюбию. Милостыню киевский князь рассматривает как реальный милосердный поступок. Обращаясь к своим детям князь говорит: «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться». Особо отмечается причина милосердного поступка – любовь к людям, умение прощать тех, кто лишает благ, и стараться не мстить тем, кто тебя ненавидит. В данном памятнике древнерусской литературы ярко и образно говорится о милосердии, как о добродетели, к которой нужно стремиться, воспитывать и развивать ее в себе. Так же о значении милосердия в жизни человека говорил и древнерусский писатель Даниил Заточник в своем произведении «Слово», с которым он обратился к Переяславскому князю Ярославу. Автор сравнивает милосердный поступок со стаканом студеной воды, подаваемым жаждущему в знойный день. Как мы видим, милосердие понималось не как нечто отвлеченное, а как активное участие в жизни тех, кто имеет нужду.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Содержание и формы физического воспитания младших школьников
В решении задач школьной педагогики - физическое воспитание занимает особое место. Оно направлено на укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психологических функций организма школьника, обеспечение его всестороннего развития. "Один из основоположников теории физического воспит ...

Кризисы детской одаренности
Многие авторы отмечают неравномерную динамику развития детской одаренности (2,5). Феномен "исчезновения", "затухания" одаренности давно интересует практиков - психологов и педагогов. Что же делать, чтобы детская одаренность не исчезала? А если она должна исчезнуть, то стоит ли т ...

Методика формирования морфологической стороны речи у детей-дошкольников
К трём годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвёртом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru