Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Образование и воспитание » Проблема мыслительной и игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью » Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Страница 3

3 балла - справился с задачей, дав правильный, но недостаточно четкий полный ответ, сделал одну поправку, экспериментатор не задавал дополнительных вопросов, понимание нелепых ситуаций;

2 балла - справился с задачей с помощью наводящих вопросов, сделал две поправки и одну ошибку (экспериментатором предъявлялась вспомогательная картинка), понимание нелепых ситуаций;

1 балл - справился с задачей после применения приема припоминания, сделал не более трех ошибок (экспериментатором предъявлялась вспомогательная картинка). Нет связного описания событий в рассказе (перечисление предметов, действий и качеств или описание каждой картинки в отдельности), ответы на поставленные вопросы, фрагментарное понимание «нелепицы», самостоятельно не могут закончить рассказ;

0 баллов - справился с задачей после применения приема припоминания, давал сбивчивые односложные ответы на наводящие вопросы, сделал более трех ошибок (экспериментатором предъявлялась вспомогательная картинка, и задавались наводящие вопросы). Нет связного описания событий в рассказе (перечисление предметов), понимание простой сюжетной картинки, не в состоянии установить последовательность событий, самостоятельное понимание «Нелепиц» недоступно.

На основе констатирующего эксперимента мы определили, что у детей недостаточно развито наглядно-образное мышление. Для более высокого уровня развития этого вида мышления были проведены подгрупповые и индивидуальные занятия, на которых использовались специально подобранные игры-упражнения. Данные игры были предложены воспитателям и родителям для проведения досуга детей. Базой для проведения формирующего эксперимента был определен ГДОУ №45 Красногвардейского района (компенсирующего вида) города Санкт-Петербурга. Исследование проводилось в средней группе детей с задержкой психического развития в первой половине дня на подгрупповых и индивидуальных занятиях. В эксперименте участвовало 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

В ходе работы использовались следующие игры-упражнения.

Сделай целое. (Проводится индивидуально и по подгруппам).

Цель. Формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реально го предмета; действовать путем примеривания.

Оборудование. Разрезные картинки из 2-6 частей с раи-ной конфигурацией разреза. Предметы и игрушки, соответствующие изображениям на картинках.

Ход игры. 1-й вариант. Перед ребенком на столе лежит разрезная картинка с изображением простейшего по форме и хорошо знакомого предмета, например, мяча или яблока. Ребенку предлагают сложить картинку так, чтобы получилось целое. При этом предмет не называется. Когда картинка будет сложена (любой результат), дефектолог выкладывает перед ребенком два предмета: один, изображенный на разрезной картинке, а другой посторонний, например, кубик. Ребенок должен выбрать тот предмет, который он сложил, и сравнить полученное изобра-жение с предметом. Дефектолог помогает ему провести сравнение, используя обводящее движение. Затем предмет называется.

После этого ребенку дают другие разрезные картинки с изоб-ражением того же предмета (если на первой картинке мяч был разрезан пополам вдоль, то на второй - поперек, а на третьей по диагонали).

При повторном проведении игры ребенку предлагают соста-вить более сложные картинки (рыба, неваляшка, домик).

2-й вариант. Перед ребенком раскладывают 3-4 части од-ной картинки (например, машины) и одну часть другой кар-тинки (неваляшки) и предлагают сделать целую картинку. По окончании ему дают для выбора и соотнесения два предмета (машину и неваляшку), которые он сравнивает с изображени-ем под руководством дефектолога.

При последующем проведении игры картинки имеют дру-гие линии разреза.

Нарисуй целое. (Проводится индивидуально).

Цель. Продолжать учить разворачивать части пред-мета в представлении, соединяя их в целое, т. е. опериро-вать образами в представлении с опорой на целостный образ предмета.

Оборудование. Разрезные картинки с изображением хо-рошо знакомых детям предметов (с разной конфигурацией раз-реза), бумага, фломастеры или карандаши (черные или корич-невые).

Ход игры. дефектолог раскладывает перед ребенком разрез-ную картинку и просит нарисовать целую картинку, не скла-дывая ее. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который нарисовал. После этого дефектолог просит его сложить картинку и снова нарисовать ее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Особенности двигательной активности в младшем школьном возрасте
Граница между первым детством (дошкольный период) и вторым - возраст 6-7 лет - является одним из узловых, переломных моментов онтогенеза, когда происходят глубокие многообразные изменения в протекании физиологических и психофизиологических процессов. То, что именно на этом этапе ребенок попадает в ...

Описательно – повествовательная монологическая речь и ее особенности развития у учащихся начальной школы с ОНР III уровня
В современных исследованиях по проблеме развития связной речи детей специальное внимание уделяется формированию навыков описания предметов, явлений как одно из условий успешного обучения в школе. В лингвистической и методической литературе описание рассматривается как особый функционально – смыслов ...

Список литературы по ознакомлению детей с цифрами
1. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику. В учебно-методическом пособии представлена оригинальная методика экономического воспитания старших дошкольников, реализуемая через обогащение привычных видов детской деятельности экономическим содержанием. Приводятся конспек ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru