Методические секреты работы с диаграммами

Страница 4

Схема 4. Типы линейчатых диаграмм.

Иногда для иллюстрации позиционного сравнения вместо линейчатой диаграммы используют гистограммы – вертикальные столбцы вместо горизонтальных линеек. Это не ошибка, но в 9 случаях из 10 именно линейчатые диаграммы смотрятся лучше, так как, во-первых, применяя их для иллюстрации позиционного сравнения, мы снижаем вероятность путаницы между позиционным и временным сравнением. В последнем случае, как раз лучше использовать гистограммы. Вторая причина – практическая, так как чаще всего сравниваемые элементы имеют довольно длинные наименования (регионы – северо-восток, юго-запад; отрасли – сельское хозяйство, промышленность; имена собственные), которые требуют много места.

Если покомпонентные и позиционные сравнения показывают взаимосвязи в определенный момент времени, то временное сравнение отражает динамику изменений. Данный тип сравнения лучше иллюстрировать при помощи гистограмм или графиков. При выборе нужно руководствоваться характером данных и количеством значений. Когда нужно показать лишь несколько значений, скажем 7-10, использование гистограммы более оправдано, а для демонстрации поквартальных изменений за 20 лет правильнее использовать график. Исходя из характера данных, выбор гистограммы лучше отображает точные значения параметра в определенные моменты времени, график же подходит для отображения тенденции на протяжении некоторого непрерывного периода.

Корреляционное сравнение показывает, соответствует ли соотношение двух переменных ожидаемой зависимости. У точечной диаграммы выделяют несколько разновидностей(см. Схему 5):

Совмещенная точечная диаграмма показывает корреляцию между двумя различными показателями или состояниями одного и того же показателя в разное время. Хотя в основном в такой диаграмме используются закрашенные и незакрашенные точки, можно применить и другие символы – квадраты, треугольники или звездочки.

В пузырьковой диаграмме присутствует третья переменная, обозначаемая разной величиной точек.

Временная точечная диаграмма показывает изменения корреляции с течением времени. Не пытайтесь изобразить все эти изменения в рамках одной сетки, лучше составить несколько диаграмм.

Пузырьковая диаграмма

Совмещенная точечная

Схема 5. Разновидности точечных диаграмм.

В заключении хотелось бы выделить четыре основных принципа, по которым любая диаграмма станет для ученика понятной:

Чем проще, тем лучше. Принцип максимального упрощения формулировок и удаления ненужных подробностей, которые мешают передать нужное сообщение, исключение возможной перегрузки излишними деталями, что в результате увеличит объем запоминания и усвоения информации.

Лучше показать больше, когда для достижения цели презентации требуется сохранить подробности, при этом презентация пяти идей на одном слайде не оправдана и требует больших временных затрат на объяснение, чем представление одной идеи на пяти слайдах.

Не бояться переделывать, ведь иногда приходится полностью отказаться от прежней формы диаграммы и применить совершенно другую, которая больше подходит для данных или сообщения, которые надо передать аудитории.

Проявить изобретательность. С одной стороны обычного текстового слайда достаточно для передачи информации, с другой стороны, проявив изобретательность, мы получаем возможность подать нужное сообщение в более интересной форме, что способствует лучшему запоминанию.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Организация семейных праздников с элементами физкультуры и спорта
Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осозн ...

Понятие дифференцированного подхода в воспитании и обучении
Дифференцированный подход в воспитании и обучении, один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальны ...

Требования к объектам труда при металлообработке
При изучении раздела "Обработка металла" мы рекомендуем применять словесные, наглядные, практические методы обучения. Словесные методы обучения: Устное изложение (объяснение, рассказ, лекция). Беседа. Самостоятельная работа учащихся с литературой. Телевидение, звукозапись. Наглядные метод ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru