Из история развития семейных отношений в российской семьи

Роль отца в воспитании детей » Из история развития семейных отношений в российской семьи

Страница 1

Современный тип семьи развивался и слагался при самых неблагополучных исторических условиях.

Чтобы узнать специфику нашей современной семьи, нужно рассмотреть наиболее значимые моменты развития русской семьи. Ведь, как говорится, без прошлого нет будущего.

В древности отец семейства был полным властителем своей жены и детей, но и тогда она была независима. Она была часть из целого рода, который состоял из многих семей, тесно связанных между собой, произошедших от одного прадеда, признававших власть старших в роде. Род должен был умерять неограниченную власть отца над семьёй, отец не мог, не подчинятся мнению и суду всех родителей, по крайней мере, старших из них, он не мог пренебрегать теми традициями и обычаями, которые наблюдались и свято сохранялись целым родом. У всех семей, кроме своих интересов, был общий интерес, родовой. Было чувство родовой чести. Весь род отвечал за свою честь, охранять её было долгом каждого члена. Кто не хотел, подчинятся этому, должен был покинуть свой род; он извергался из его среды, он становился сиротой, без рода и племени, ни к какому другому роду он не мог пристать, потому, что везде оказывали честь человеку по его роду. Таким образом, каждая семья была зависима от своего рода, каждый член семьи воспитывался в уважении к роду, который составлял одну общину. Такой семьёй руководил не безграничный произвол отца, а тот общественный родовой идеал, отступать от которого нельзя было безнаказанно. Семья была крепка этими идеалами и сурово относилась к каждому непокорному.

Мало-помалу родовые связи стали слабеть, и семья стала приобретать самостоятельное значение. В 16 веке московская семья являлась уже отдельной независимой единицей. В такой семье отец выступает грозным властелином, который называется государем дома. И в самом деле, отец в семье был таким же государем, каким великий князь московский – в русской земле. У семьи не было никакого высшего идеала, который связывал её с другими семьями в одно общество. Одно из первых распоряжений Петра было дополнением к распоряжению Патриарха Адриана, который запретил венчать против воли жениха и невесты, таким образом, с первых годов 18 столетия начинаются сильное государственное влияние на семью. Император хотел дать возможность жениху и невесте сблизится друг с другом, прежде чем идти под венец. Для этого он в 1702 году установил обряд обручения, за 6 недель до венчания. Это, конечно, должно было изменить число несчастных браков: но, разумеется, не все родители отказывались от старого обряда сводить жениха и невесту только под венцом. В то же время семья сильно пострадала от вмешательства государства: отцы должны были отказаться от права распоряжаться судьбой своих сыновей. Это право приносилось в жертву нового государства. Императрица Екатерина вторая в начале своего царствования усилила влияние государства на семью, которая оказалась несостоятельной в воспитательном деле. Бецким был разработан план, по которому дети брались из семьи в возрасте 5 лет и воспитывались в полном отчуждении от семьи. Задумана была грандиозная идея – воспитать новую породу людей, не зараженную суевериями, предрассудками и пороками своих семей, с расчётом что они сами став потом отцами и матерями, будут воспитывать их по тому образцу, по которому воспитывали их. Но эта идея не могла быть выполнена хотя бы потому, что её выполнение начиналось с прекращения семейной жизни детей в их раннем возрасте с собственными семьями, следовательно, и ослаблением родственной любви. Екатерина вторая вместе с Бецким мечтала о создании новой породы отцов и матерей, думая сделать это государственными силами. Этот опыт оказался неудачным, и воспитание подчинилось требованиям светского общества. Рассматривая исторические аспекты развития русской семьи, нельзя не затронуть крепостное право, которое на протяжении длительного периода являлось тормозом развития института семьи, потому что родители не могли самостоятельно распоряжаться как своими жизнями, так и жизнями своих детей, а этим заведовал посторонний человек, который назывался помещиком.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Игра как метод экологического образования
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически гр ...

Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы, ведомствами и семьями учащихся
Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность - на школу, семью и улицу и т.д. Социальная педаг ...

Понятие и функции рефлексии. Основные подходы
Анализ проблемы рефлексии восходит к работам Локка и Лейбница, которые трактуют рефлексию как «сознание сознания», или самопознание, как «поворот духа к «я»». В настоящее время, несмотря на последующую длительную историю исследования рефлексивных процессов, существующие значения понятия рефлексии в ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru