Понимание различными психологическими школами понятия «адаптация»

Образование и воспитание » Влияние стилей семейного воспитания на уровень адаптации к школе детей с ДЦП » Понимание различными психологическими школами понятия «адаптация»

Страница 2

Г. Гартманн отмечает, что адаптация включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями так и входящие в свободную от конфликтов сферу Я.

Многие психоаналитики различают адаптацию и адаптированность. Хорошо адаптированным человеком данные ученые считают индивида, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.

При рассмотрении советской научной литературы, мы встречаем более широкое понимание социальной адаптации. По мнению Э.С. Маркаряна адаптация – это итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, а также приспособление к социальной среде.

Сфера адаптации включает в себя как социальный, так и психический аспекты. Индивид не только общается в процессе нахождения в социуме, но преодолевает трудности, принимает решения и т. д. Иными словами наша жизнь не только представляет собой исключительно социальные феномены, но и, безусловно, одну из важных позиций в ней занимают психические и психологические явления.

В связи с этим выделяют социальную и психическую адаптации. Под социальной адаптацией понимается процесс интеграции человека в общество. В результате данного процесса достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию. Психическая адаптация понимается как непрерывный процесс активного приспособления психики человека к условиям окружающей его физической и социальной среды, а также результат этого процесса.

Наиболее полное и точное определение социально-психической адаптации лежит в основе идеи онтогенетической социализации.

Онтогенетическая социализация определяется как такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение. Любой процесс, в котором происходит преодоление проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности. В ходе данного процесса происходит использование приобретенных на предыдущих этапах своего развития и социализации навыков и механизмов поведения или открытие новых способов поведения и решения задач.

Социально-психическая адаптация личности, осуществляется на уровне личностных механизмов. Конформистское поведение играет роль как одно из возможных адаптивных стратегий. Реализуется с помощью различных смешанных адаптивных комплексов и выражается в разнообразных поведенческих формах. Социально-психическая адаптация личности может иметь не конформистский и творческий характер. Если длительное время придерживаться конформистской стратегии адаптации, то это может привести к формированию склонности личности к систематическим ошибкам поведения, а именно: нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения, а также созданию все новых проблемных ситуаций. В частности, сознательно осуществляемая конформистская стратегия может стать предпосылкой возникновения перманентных внутренних конфликтов личности[30].

В данном параграфе мы дали определение понятию адаптация. Данный термин рассматривается как естественными науками, например биологией и понимается как приспособление строения и функции организма, его органов и клеток к условиям среды, так и гуманитарными, в частности психологией, дающей множество определений данного термина. Обозначили ее виды, а именно выделили собственно адаптацию, социальную, психическую и социально – психическую виды адаптаций. Отметили взгляды основных психологических школ на данный термин.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Культурно-досуговая деятельность вуза
Досуг молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей «молодёжного сознания» повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. В основе его содержания не только отдых и развлечения, но и решения ...

Воспитание звуковой культуры
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения. Воспитание звуковой культуры предполагает: формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие р ...

Роль кабинета иностранных языков в реализации индивидуально-личностного подхода
Анализ современных воспитательных систем показывает, что только в той, где обеспечивается развитие личностных качеств, ребенок рассматривается как общечеловеческая ценность, а личность ребенка и личность педагога являются главным мерилом наличия и развития гуманной образовательной системы. Основным ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru