Развитие рефлексии преподавателей в ОДИ

Страница 1

Для нашей работы представляет интерес изучение потенциальных возможностей ОДИ как одной из форм повышения квалификации преподавателей, при этом развитие рефлексии через ОДИ рассматривается как фактор развития педагогического мастерства. Процесс повышения квалификации преподавателей в активных формах создает благоприятные условия для целенаправленного развития рефлексии.

Организационные принципы игрового обучения – создание ситуаций, вызывающих у игроков повышенный уровень мотивации к игровой деятельности и «ломка профессиональных шаблонов деятельности» – позволяют добиться высоких результатов обучения и развития участников в течение непродолжительного времени, что является основанием выбора ОДИ в качестве средства дополнительного профессионального образования преподавателей. В процессе ОДИ происходит формирование и развитие теоретического мышления, опирающегося на анализ и рефлексию. При этом рефлексия касается не только средств и логических оснований мышления, но и профессиональной деятельности, следовательно, у преподавателя формируется мотивация на самоизменение и профессиональный рост. Потребность в профессиональном самообразовании актуализируется у педагога при обнаружении им неэффективности сложившихся способов действий в педагогических проблемных ситуациях, недостаточности имеющихся у него профессионально необходимых качеств, ЗУНов. Это он устанавливает самостоятельно в ходе специально организованной рефлексии, сопоставляя свои варианты решения педагогических проблемных ситуаций с предложенными его коллегами.

С помощью ОДИ можно научить преподавателей анализировать и правильно осознавать сущность педагогической ситуации, отделять важное от второстепенного и формулировать проблему; овладевать умением слушать и взаимодействовать с другими участниками; показать, что большинство практических проблемных ситуаций имеют многовариативное решение.

Если в процессе практического поиска решений преподаватель разрабатывает свои программы, пользуясь, осознанно или неосознанно, извне заданными ведущими идеями и принципами, то в ОДИ он делает предметом своего осмысления сами эти идеи и принципы. Если до ОДИ преподаватель использовал известные методы или создавал и апробировал новые способы и приемы своей работы, то теперь он исследует основания, задающие процесс использования и создания этих методов. Если раньше он анализировал и оценивал результаты собственных действий, то теперь он подвергает рефлексии сами критерии, показатели и способы производимой им оценки.

Разрешение проблемных педагогических ситуаций, возникающих в ходе ОДИ, осуществляемое посредством рефлексии, становится фундаментом развития педагогического мастерства преподавателя.

По результатам теоретического исследования можно сделать следующие выводы:

Современное состояние изучения проблемы рефлексии в психологии характеризуется многообразием и противоречивостью подходов к ее определению и пониманию, к выделению различных ее видов, уровней и функций.

При множественности подходов к проблеме педагогического мастерства, она остается недостаточно изученной; выявлены нерешенные задачи: разработки критериев и способов измерения и оценки педагогического мастерства, построения формирующих педагогическое мастерство образовательных технологий.

Педагогическое мастерство операционализируется в надситуативном уровне решения проблемных педагогических ситуаций.

Профессиональное педагогическое мастерство связано с осуществлением рефлексивных процессов, предполагает организованную, содержательную, «многоаспектную» рефлексию.

Можно предположить, что целенаправленно организованное развитие рефлексии способствовует формированию и развитию педагогического мастерства преподавателей.

ОДИ выступает средством обучения преподавателей, в котором рефлексия является одновременно и принципом обучения, и предметом целенаправленного формирования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Лабораторные работы, их роль в учебном процессе
Лабораторные работы играют большую роль в учебном процессе по многим фундаментальным, общеинженерным и специальным дисциплинам, которые изучаются в высших и средних учебных заведениях. Они являются одной из форм учебных занятий и одним из практических методов обучения, в котором учебные цели достиг ...

Анализ методик обследования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В эмпирическом исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста. Всего было обследовано 20 человек (10 детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи – экспериментальная группа и 10 детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием – контрольная группа). Исследовани ...

Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения
Согласно этой классификации, которую предложил Бабанский Ю. К., методы обучения делятся на три группы: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективност ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru