Развитие рефлексии преподавателей в ОДИ

Страница 6

В данной работе исследовалась взаимосвязь рефлексии и педагогического мастерства преподавателей, являющихся слушателями центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей системы среднего и высшего профессионального образования КубГУ.

В ходе исследования автором решены следующие задачи:

Проведен теоретический анализ литературы по проблемам рефлексии, профессионального педагогического мастерства преподавателей, профессионально-педагогического мышления и ОДИ; определен понятийный аппарат исследования.

Разработаны, подобраны, обоснованы и апробированы методики исследования рефлексии («Анкета для изучения рефлексии») и уровневых характеристик решения педагогических проблемных ситуаций («Опросник на выявление доминирующего уровня решения педагогических проблемных ситуаций»).

Разработаны программа и сценарий ОДИ «Формирование осознанного решения педагогических проблемных ситуаций».

Проведена ОДИ «Формирование осознанного решения педагогических проблемных ситуаций» со слушателями центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей системы среднего и высшего профессионального образования КубГУ.

Осуществлены диагностики рефлексии и уровневых характеристик решения педагогических проблемных ситуаций на начальном и конечном этапах формирующего эксперимента.

Проведённое эмпирическое исследование позволило сделать выводы о подтверждении основных теоретических предположений и выдвинутых на их основе экспериментальных гипотез, а именно:

- о наличии взаимосвязи между уровнем рефлексии и педагогическим мастерством преподавателей (уровнями решения педагогических проблемных ситуаций);

- о том, что целенаправленное развитие рефлексии (с помощью специально организованного процесса обучения в активной форме, ОДИ) влияет на изменение уровня решения проблемных педагогических ситуаций.

Результаты проведенного исследования обладают научной новизной, теоретической и практической значимостью:

- поставлена проблема исследования взаимосвязи рефлексии и профессионального педагогического мастерства преподавателей;

- разработан собственный подход к измерению профессионального педагогического мастерства преподавателей (через выявление ситуативного - надситуативного уровня решения педагогических проблемных ситуаций);

- показана возможность развития педагогического мастерства преподавателей через развитие рефлексии в ходе целенаправленно организованной ОДИ в процессе дополнительного профессионального педагогического образования;

- разработанные и апробированные методики можно использовать в различных сферах учебной и практической деятельности;

- предложенная программа ОДИ «Формирование осознанного решения педагогических проблемных ситуаций» может быть использована для развития рефлексии и профессионального педагогического мастерства преподавателей, может выступать одним из средств совершенствования профессиональной психолого-педагогической переподготовки взрослых.

Исследование проблемы взаимосвязи рефлексии и педагогического мастерства преподавателей подтвердило её теоретическую и практическую значимость, актуальность продолжения исследования в перспективе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Полезная информация:

Роль внеклассной работы в развитии творческих способностей подростков
Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного ...

Процесс социализации как явление
В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который употребил его в значении, близ ...

Сущность понятия «милосердие»
Понятие «милосердие» вернулось к нам пройдя большой путь. В послереволюционный период оно считалось отжившим, включалось в некоторые словари русского литературного языка как нечто архаичное, требующее разъяснения. В словарях милосердие определяется как: «Сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, гото ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru