Для первоначальной проверки гипотезы о существовании взаимосвязи между уровнем рефлексии и уровнями решения проблемных педагогических ситуаций мы используем корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена
Но: Между показателями рефлексии и показателями уровневых характеристик решения проблемных педагогических ситуаций взаимосвязи не существует.
Н1: Между показателями рефлексии и показателями уровневых характеристик решения проблемных педагогических ситуаций существует статистически значимая взаимосвязь.
Формулы и алгоритм вычисления (см сидор. 223)
Rs = 1-(6*E(d2)/N*(N2-1)
Rs=1-5527*6/215940=0,84
Rs=0,84
Rsэмп.>Rs кр.
Следовательно гипотеза Но отвергается, принимается гипотеза Н1
Выявлена положительная, тесная корреляционная связь между показателями рефлексии и показателями уровневых характеристик решения педагогических проблемных ситуаций.
Таким образом, можно говорить о существовании взаимосвязи между уровнем рефлексии и уровнями решения проблемных педагогических ситуаций. Педагоги с низким уровнем рефлексии чаще используют ситуативный уровень решения педагогических проблемных ситуаций, педагоги с более высоким уровнем рефлексии – надситуативный уровень.
В соответствии с используемым экспериментальным планом сравним между собой экспериментальную и контрольную группы по начальным (до формирующего эксперимента) и повторным показателям (после формирующего эксперимента) значений рефлексии, уровневых характеристик решения педагогических проблемных ситуаций. Применим для этого – U критерий Манна-Уитни, предназначенный для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака.
U критерий Манна-Уитни.
1. До формирующего эксперимента.
1.1. Но: Экспериментальная группа не отличается от контрольной группы по значениям рефлексии.
Н1: Экспериментальная группа отличается от контрольной группы по значениям рефлексии.
Формулы и последовательность расчета основных величин (см. Сидоренко с.52-53).
Uэмп = (N1*N2)+Nx*(Nx+1)\ 2-Tx
Uэмп = (60*60)+60*(60+1)\2-944=425
Для N=60: Uкр =338 при ( р<,=0,05), 292 при (p<,=0,01).
Uэмп >Uкр
Но принимается. Следовательно, экспериментальная группа не отличается от контрольной группы по начальным показателям (до формирующего эксперимента) рефлексии.
1.2. Но: Экспериментальная группа не отличается от контрольной группы по показателям уровневых характеристик решения педагогических проблемных ситуаций.
Н1: Экспериментальная группа отличается от контрольной группы по показателям уровневых характеристик решения педагогических проблемных ситуаций.
Uэмп = (N1*N2)+Nx*(Nx+1)\ 2-Tx
Uэмп = (60*60)+60*(60+1)\2-916=453
Для N=60: Uкр =338 при ( р<,=0,05), 292 при (p<,=0,01).
Uэмп >Uкр
Но принимается. Следовательно, экспериментальная группа не отличается от контрольной группы по начальным показателям (до формирующего эксперимента) показателям уровневых характеристик решения педагогических проблемных ситуаций.
2. После формирующего эксперимента.
2.1. Но: Экспериментальная группа не превосходит контрольную группу по значениям рефлексии.
Н1: Экспериментальная группа превосходит контрольную группу по значениям рефлексии.
Uэмп = (N1*N2)+Nx*(Nx+1)\ 2-Tx
Uэмп = (60*60)+60*(60+1)\2-1142=223
Для N=60: Uкр =338 при ( р<,=0,05), 292 при (p<,=0,01).
Uэмп <Uкр
Гипотеза Но отвергается, принимается гипотеза Н1. Следовательно, экспериментальная группа после формирующего эксперимента превосходит контрольную группу по значениям рефлексии.
2.2.Но: Экспериментальная группа не превосходит контрольную группу по показателям уровневых характеристик решения педагогических проблемных ситуаций.
Полезная информация:
Характеристика развития внимания как психического процесса.
Проблема влияния внимания на деятельность
Исследованием проблемы внимания занимались многие виднейшие психологи и педагоги. Среди них мы можем назвать следующие имена. С.Л. Рубинштейн (выделил основные свойства внимания и указал, каким образом происходи развитие внимания), Л.С. Выготский (исследовал многие проблемы психологии и педагогики ...
Становление и обновление культуры
Роль воспитания в становлении культуры общества - проблема исторического исследования, но можно предположить, что она различна в зависимости от природно-географических и экономических условий развития общества, его типологических особенностей и стадии развития. Роль воспитания в трансляции культуры ...
Мышление как познавательный психический процесс
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами ...