Исследование взаимосвязи рефлексии и педагогического мастерства преподавателей

Образование и воспитание » Исследование взаимосвязи рефлексии и педагогического мастерства преподавателей

В современном российском обществе формируются критерии оценки эффективности педагогических технологий, разрабатываются новые требования к способам построения педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, как и другие сферы человеческой деятельности, в начале ХХ века претерпевает изменения. В этих изменениях современные исследователи выделяют следующие тенденции: педагогическая деятельность утрачивает черты спонтанности и стереотипичности, преподаватели стремятся к рефлексии оснований, процесса и результатов своей деятельности, возрастает наукоемкость педагогической деятельности и в то же время происходит становление творческой позиции педагога в профессиональной деятельности, наметился переход от знаний к личностной парадигме. (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.)

Выявленные тенденции нашли отражение в новых государственных стандартах высшего профессионального образования: для специалистов, которым присваивается квалификация «преподаватель», в них к выпускнику предъявляются, в частности, следующие требования: должен знать научные основы организации образовательного процесса в вузе, педагогическом колледже, училище; должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации; должен уметь применять прогрессивные методы преподавания, различные формы организации творческой деятельности, методы психолого-педагогических исследований, обработки и анализа материалов, способы их оформления, способы профессиональной и личностной рефлексии.

В сложившейся ситуации педагогу, стремящемуся работать профессионально, творчески необходимо переосмысливать собственную деятельность с целью ее усовершенствования, искать и открывать эффективные пути и способы педагогической деятельности.

Описанная ситуация актуализирует потребность социума в профессионально компетентных преподавателях, педагогах–мастерах, проектирующих учебно-воспитательный процесс, осознающих свою профессиональную деятельность, средства и методы ее осуществления, обладающих профессиональным педагогическим мышлением. Это предполагает развитие профессионально-педагогического мастерства, что должно стать приоритетной целью современного вузовского и послевузовского педагогического образования.

Сложившаяся традиционная концепция педагогического образования, будучи не в состоянии отразить целостную ситуацию педагогической деятельности, определяет профессиональную подготовку преподавателей с опорой на трансляцию предметных знаний, внешние процессуальные характеристики: отбор учебного материала, контроль и оценку знаний, сопоставление деятельности учащихся с программными образцами и т.п. Это приводит к тому, что преподаватель оказывается неподготовленным к осуществлению эффективной педагогической деятельности. В результате, решая профессиональные педагогические задачи, он воспроизводит применительно к конкретной педагогической ситуации неадекватный ей опыт коллег, либо свой личный «ученический» опыт.

Сущность сложившейся ситуации раскрывается в следующих противоречиях:

во-первых, противоречие между сложившимися способами и средствами педагогической деятельности и требованиями ситуации к осуществлению этой деятельности;

во-вторых, противоречие между необходимостью преобразования имеющихся способов педагогической деятельности и устоявшимися, стереотипичными способами и средствами мышления педагога;

в-третьих, противоречие между необходимостью формирования качественно иного уровня профессионального педагогического мышления (нестереотипичного, творческого, рефлексивного) и несоответствием данному требованию сложившихся технологий педагогического высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, обеспечивающих, в основном, трансляцию знаний, умений и навыков.

Профессиональное мастерство, эффективная педагогическая деятельность невозможны без творческой самореализации, анализа и преобразования педагогической деятельности, неотъемлемым компонентом которой является рефлексия.

Таким образом, возрастает актуальность исследования рефлексивных процессов, позволяющих осознать собственные способы мышления, неэффективность их применения, провести анализ и преобразование оснований собственных действий, что позволяет увидеть отдалённую перспективу своей деятельности, выработать эффективные стратегии её реализации.

Разрешение выявленных противоречий предполагает организацию условий мышления, коллективной деятельности, коммуникации, развивающих процессы целеполагания, постановку и формулирование педагогических задач. Таким условием может стать специально спроектированный процесс переподготовки или повышения квалификации преподавателей, с применением активных форм обучения, создающих возможность для организации выхода слушателей в рефлексивную позицию, осмысления и преобразования собственной педагогической деятельности. Пространством для создания вышеперечисленных условий, а, следовательно, для развития рефлексии, является организационно-деятельностная игра (ОДИ).

В процессе ОДИ происходит переструктурирование деятельностных систем, создание особых многопозиционно-деятельностных отношений; предъявление в проблемной форме организации деятельности, мышления, коммуникации, рефлексии; формирование такого мышления, которое может программировать, планировать и осуществлять любой тип социокультурных преобразований в обществе.

Изучение результатов исследований (Г.П. Щедровицкий, П.Г. Щедровицкий, С.В. Попов, О.С. Анисимов, С.Ю.Степанов, И.Н. Семёнов, С.Д. Неверкович, А.А. Тюков, В.В. Давыдов, А.З. Зак и др.) выявило высокую степень разработанности теоретических и методологических основ исследования рефлексии, но недостаточную – методических.

Теоретический анализ литературы по проблеме педагогического мастерства (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Петровский, Ю.П. Азаров, М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.) показал множественность и неоднородность подходов к пониманию сущности педагогического мастерства, наличие проблемы его формирования и развития, а также – не разработанность методических основ его исследования.

В процессе изучения литературы по проблемам рефлексии и педагогического мастерства было обнаружено отсутствие исследований, выявляющих взаимосвязь рефлексии и профессионального педагогического мастерства преподавателей; возможность развития профессионального педагогического мастерства преподавателей через целенаправленное развитие рефлексии.

Объект: слушатели центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей системы среднего и высшего профессионального образования КубГУ.

Предмет: рефлексия и педагогическое мастерство преподавателей среднего и высшего профессионального образования.

Проблемы исследования: исследование взаимосвязи рефлексии и профессионального педагогического мастерства преподавателей; выявление возможности развития профессионального педагогического мастерства преподавателей через целенаправленное развитие рефлексии.

Гипотезы:

Можно предположить, что существует взаимосвязь между уровнем рефлексии и педагогическим мастерством преподавателей (уровнями решения проблемных педагогических ситуаций).

Можно предположить, что целенаправленное развитие рефлексии (с помощью специально организованного процесса обучения в активной форме, ОДИ) влияет на изменение уровня решения проблемных педагогических ситуаций.

Цель: исследовать взаимосвязь рефлексии и педагогического мастерства слушателей центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей системы среднего и высшего профессионального образования КубГУ.

Задачи:

Теоретический анализ проблем рефлексии, профессионального педагогического мастерства преподавателей, профессионально-педагогического мышления и ОДИ.

Разработка, подбор и обоснование методик исследования рефлексии и уровневых характеристик решения педагогических проблемных ситуаций.

Конструирование методики «Анкета для изучения рефлексии» и «Опросник на выявление доминирующего уровня решения педагогических проблемных ситуаций»

Разработка программы и сценария ОДИ «Формирование осознанного решения педагогических проблемных ситуаций», целенаправленно создающей условия для развития рефлексии.

Проведение ОДИ «Формирование осознанного решения педагогических проблемных ситуаций» со слушателями центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей системы среднего и высшего профессионального образования КубГУ.

Осуществление диагностики рефлексии и уровневых характеристик решения педагогических проблемных ситуаций на начальном и конечном этапах формирующего эксперимента.

Осуществление экспериментальной проверки гипотез.

Анализ результатов проведенного исследования.

Методы исследования:

В процессе работы была использована комплексная методика исследования:

Теоретический анализ литературы по проблемам рефлексии, профессионального педагогического мастерства преподавателей, профессионально-педагогического мышления, ОДИ.

Эмпирические методы (формирующий и констатирующий эксперимент, анкетирование).

Методы обработки и интерпретации данных (математическая статистика: G - критерий знаков, корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена); U-критерий Манна-Уитни; сравнительно-сопоставительный анализ, синтез данных.

Краткая характеристика результатов исследования: подтвердились теоретические предположения и выдвинутые на их основе экспериментальные гипотезы:

О наличии взаимосвязи между уровнем рефлексии и педагогическим мастерством преподавателей (уровнями решения педагогических проблемных ситуаций).

О том, что целенаправленное развитие рефлексии (с помощью специально организованного процесса обучения в активной форме, ОДИ) влияет на изменение уровня решения проблемных педагогических ситуаций.

Научная новизна и теоретическая значимость:

В данной работе впервые была поставлена проблема исследования взаимосвязи рефлексии и профессионального педагогического мастерства преподавателей.

Уточнено понятие педагогического мастерства и разработан собственный подход к его измерению (через выявление ситуативного - надситуативного уровня решения педагогических проблемных ситуаций).

Показана возможность развития педагогического мастерства преподавателей через развитие рефлексии в ходе целенаправленно организованной ОДИ «Формирование осознанного решения педагогических проблемных ситуаций».

Сконструирована и апробирована методика для измерения рефлексии («Анкета для изучения рефлексии» на основе «Анкеты для изучения рефлексивно-мыслительных качеств государственных служащих» (О.С. Анисимов)) и методика для выявления уровня педагогического мастерства («Опросник на выявление доминирующего уровня решения педагогических проблемных ситуаций»).

Раскрыта необходимость и показана возможность развития рефлексии и профессионального педагогического мастерства преподавателей в процессе дополнительного профессионального педагогического образования.

Практическая значимость:

Разработанные и апробированные методики («Анкета для изучения рефлексии» и «Опросник на выявление доминирующего уровня решения педагогических проблемных ситуаций») можно использовать в различных сферах учебной и практической деятельности.

Предложенная программа ОДИ «Формирование осознанного решения педагогических проблемных ситуаций», проведенной со слушателями центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей системы среднего и высшего профессионального образования КубГУ может быть использована для развития рефлексии и профессионального педагогического мастерства преподавателей, может выступать одним из средств совершенствования профессиональной психолого-педагогической переподготовки взрослых.

Полезная информация:

Традиционный и проектный подход к обучению
Традиционный метод обучения, практикуемый в большинстве школ во всем мире, отличается тем, что в центре учебного процесса находится преподаватель. Обучение, ориентированное на преподавателя может быть эффективным в тех случаях, когда: - идет процесс передачи информации, которую учащимся сложно найт ...

Третий закон Ньютона
Изучение третьего закона Ньютона начинают с повторения опытов по взаимодействию тел (см. рис. 5), обращая внимание при этом на то, что каждое из тел действует на другое с некоторой силой. После этого следует еще раз рассмотреть взаимодействие двух тел при их вращательном движении (см, рис. 9) и зап ...

Использование проектной деятельности на уроках технологии
Цели новой образовательной области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деят ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru