Исследование взаимосвязи рефлексии и педагогического мастерства преподавателей

Образование и воспитание » Исследование взаимосвязи рефлексии и педагогического мастерства преподавателей

В современном российском обществе формируются критерии оценки эффективности педагогических технологий, разрабатываются новые требования к способам построения педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, как и другие сферы человеческой деятельности, в начале ХХ века претерпевает изменения. В этих изменениях современные исследователи выделяют следующие тенденции: педагогическая деятельность утрачивает черты спонтанности и стереотипичности, преподаватели стремятся к рефлексии оснований, процесса и результатов своей деятельности, возрастает наукоемкость педагогической деятельности и в то же время происходит становление творческой позиции педагога в профессиональной деятельности, наметился переход от знаний к личностной парадигме. (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.)

Выявленные тенденции нашли отражение в новых государственных стандартах высшего профессионального образования: для специалистов, которым присваивается квалификация «преподаватель», в них к выпускнику предъявляются, в частности, следующие требования: должен знать научные основы организации образовательного процесса в вузе, педагогическом колледже, училище; должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации; должен уметь применять прогрессивные методы преподавания, различные формы организации творческой деятельности, методы психолого-педагогических исследований, обработки и анализа материалов, способы их оформления, способы профессиональной и личностной рефлексии.

В сложившейся ситуации педагогу, стремящемуся работать профессионально, творчески необходимо переосмысливать собственную деятельность с целью ее усовершенствования, искать и открывать эффективные пути и способы педагогической деятельности.

Описанная ситуация актуализирует потребность социума в профессионально компетентных преподавателях, педагогах–мастерах, проектирующих учебно-воспитательный процесс, осознающих свою профессиональную деятельность, средства и методы ее осуществления, обладающих профессиональным педагогическим мышлением. Это предполагает развитие профессионально-педагогического мастерства, что должно стать приоритетной целью современного вузовского и послевузовского педагогического образования.

Сложившаяся традиционная концепция педагогического образования, будучи не в состоянии отразить целостную ситуацию педагогической деятельности, определяет профессиональную подготовку преподавателей с опорой на трансляцию предметных знаний, внешние процессуальные характеристики: отбор учебного материала, контроль и оценку знаний, сопоставление деятельности учащихся с программными образцами и т.п. Это приводит к тому, что преподаватель оказывается неподготовленным к осуществлению эффективной педагогической деятельности. В результате, решая профессиональные педагогические задачи, он воспроизводит применительно к конкретной педагогической ситуации неадекватный ей опыт коллег, либо свой личный «ученический» опыт.

Сущность сложившейся ситуации раскрывается в следующих противоречиях:

во-первых, противоречие между сложившимися способами и средствами педагогической деятельности и требованиями ситуации к осуществлению этой деятельности;

во-вторых, противоречие между необходимостью преобразования имеющихся способов педагогической деятельности и устоявшимися, стереотипичными способами и средствами мышления педагога;

в-третьих, противоречие между необходимостью формирования качественно иного уровня профессионального педагогического мышления (нестереотипичного, творческого, рефлексивного) и несоответствием данному требованию сложившихся технологий педагогического высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, обеспечивающих, в основном, трансляцию знаний, умений и навыков.

Профессиональное мастерство, эффективная педагогическая деятельность невозможны без творческой самореализации, анализа и преобразования педагогической деятельности, неотъемлемым компонентом которой является рефлексия.

Таким образом, возрастает актуальность исследования рефлексивных процессов, позволяющих осознать собственные способы мышления, неэффективность их применения, провести анализ и преобразование оснований собственных действий, что позволяет увидеть отдалённую перспективу своей деятельности, выработать эффективные стратегии её реализации.

Разрешение выявленных противоречий предполагает организацию условий мышления, коллективной деятельности, коммуникации, развивающих процессы целеполагания, постановку и формулирование педагогических задач. Таким условием может стать специально спроектированный процесс переподготовки или повышения квалификации преподавателей, с применением активных форм обучения, создающих возможность для организации выхода слушателей в рефлексивную позицию, осмысления и преобразования собственной педагогической деятельности. Пространством для создания вышеперечисленных условий, а, следовательно, для развития рефлексии, является организационно-деятельностная игра (ОДИ).

В процессе ОДИ происходит переструктурирование деятельностных систем, создание особых многопозиционно-деятельностных отношений; предъявление в проблемной форме организации деятельности, мышления, коммуникации, рефлексии; формирование такого мышления, которое может программировать, планировать и осуществлять любой тип социокультурных преобразований в обществе.

Изучение результатов исследований (Г.П. Щедровицкий, П.Г. Щедровицкий, С.В. Попов, О.С. Анисимов, С.Ю.Степанов, И.Н. Семёнов, С.Д. Неверкович, А.А. Тюков, В.В. Давыдов, А.З. Зак и др.) выявило высокую степень разработанности теоретических и методологических основ исследования рефлексии, но недостаточную – методических.

Теоретический анализ литературы по проблеме педагогического мастерства (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Петровский, Ю.П. Азаров, М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.) показал множественность и неоднородность подходов к пониманию сущности педагогического мастерства, наличие проблемы его формирования и развития, а также – не разработанность методических основ его исследования.

В процессе изучения литературы по проблемам рефлексии и педагогического мастерства было обнаружено отсутствие исследований, выявляющих взаимосвязь рефлексии и профессионального педагогического мастерства преподавателей; возможность развития профессионального педагогического мастерства преподавателей через целенаправленное развитие рефлексии.

Объект: слушатели центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей системы среднего и высшего профессионального образования КубГУ.

Предмет: рефлексия и педагогическое мастерство преподавателей среднего и высшего профессионального образования.

Проблемы исследования: исследование взаимосвязи рефлексии и профессионального педагогического мастерства преподавателей; выявление возможности развития профессионального педагогического мастерства преподавателей через целенаправленное развитие рефлексии.

Гипотезы:

Можно предположить, что существует взаимосвязь между уровнем рефлексии и педагогическим мастерством преподавателей (уровнями решения проблемных педагогических ситуаций).

Можно предположить, что целенаправленное развитие рефлексии (с помощью специально организованного процесса обучения в активной форме, ОДИ) влияет на изменение уровня решения проблемных педагогических ситуаций.

Цель: исследовать взаимосвязь рефлексии и педагогического мастерства слушателей центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей системы среднего и высшего профессионального образования КубГУ.

Задачи:

Теоретический анализ проблем рефлексии, профессионального педагогического мастерства преподавателей, профессионально-педагогического мышления и ОДИ.

Разработка, подбор и обоснование методик исследования рефлексии и уровневых характеристик решения педагогических проблемных ситуаций.

Конструирование методики «Анкета для изучения рефлексии» и «Опросник на выявление доминирующего уровня решения педагогических проблемных ситуаций»

Разработка программы и сценария ОДИ «Формирование осознанного решения педагогических проблемных ситуаций», целенаправленно создающей условия для развития рефлексии.

Проведение ОДИ «Формирование осознанного решения педагогических проблемных ситуаций» со слушателями центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей системы среднего и высшего профессионального образования КубГУ.

Осуществление диагностики рефлексии и уровневых характеристик решения педагогических проблемных ситуаций на начальном и конечном этапах формирующего эксперимента.

Осуществление экспериментальной проверки гипотез.

Анализ результатов проведенного исследования.

Методы исследования:

В процессе работы была использована комплексная методика исследования:

Теоретический анализ литературы по проблемам рефлексии, профессионального педагогического мастерства преподавателей, профессионально-педагогического мышления, ОДИ.

Эмпирические методы (формирующий и констатирующий эксперимент, анкетирование).

Методы обработки и интерпретации данных (математическая статистика: G - критерий знаков, корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена); U-критерий Манна-Уитни; сравнительно-сопоставительный анализ, синтез данных.

Краткая характеристика результатов исследования: подтвердились теоретические предположения и выдвинутые на их основе экспериментальные гипотезы:

О наличии взаимосвязи между уровнем рефлексии и педагогическим мастерством преподавателей (уровнями решения педагогических проблемных ситуаций).

О том, что целенаправленное развитие рефлексии (с помощью специально организованного процесса обучения в активной форме, ОДИ) влияет на изменение уровня решения проблемных педагогических ситуаций.

Научная новизна и теоретическая значимость:

В данной работе впервые была поставлена проблема исследования взаимосвязи рефлексии и профессионального педагогического мастерства преподавателей.

Уточнено понятие педагогического мастерства и разработан собственный подход к его измерению (через выявление ситуативного - надситуативного уровня решения педагогических проблемных ситуаций).

Показана возможность развития педагогического мастерства преподавателей через развитие рефлексии в ходе целенаправленно организованной ОДИ «Формирование осознанного решения педагогических проблемных ситуаций».

Сконструирована и апробирована методика для измерения рефлексии («Анкета для изучения рефлексии» на основе «Анкеты для изучения рефлексивно-мыслительных качеств государственных служащих» (О.С. Анисимов)) и методика для выявления уровня педагогического мастерства («Опросник на выявление доминирующего уровня решения педагогических проблемных ситуаций»).

Раскрыта необходимость и показана возможность развития рефлексии и профессионального педагогического мастерства преподавателей в процессе дополнительного профессионального педагогического образования.

Практическая значимость:

Разработанные и апробированные методики («Анкета для изучения рефлексии» и «Опросник на выявление доминирующего уровня решения педагогических проблемных ситуаций») можно использовать в различных сферах учебной и практической деятельности.

Предложенная программа ОДИ «Формирование осознанного решения педагогических проблемных ситуаций», проведенной со слушателями центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей системы среднего и высшего профессионального образования КубГУ может быть использована для развития рефлексии и профессионального педагогического мастерства преподавателей, может выступать одним из средств совершенствования профессиональной психолого-педагогической переподготовки взрослых.

Полезная информация:

Выявление уровня знаний детей о социальной действительности
Воспитание любви к своей Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Уважение к историческому прошлому страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия, знание достижений в области науки и искусства является основой для развития чувства собственного достоинства и уверен ...

Адаптация человека в обществе
Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное с ...

Компьютерные технологии
Грамотность в области компьютерных технологий подразумевает умение учащихся использовать компьютерные технологии для решения проблем, сбора информации, общения и т.д. Для успешной деятельности вне стен школы выпускники должны получить практические навыки работы с разнообразными компьютерными програ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru