Рефлексия в ОДИ

Страница 1

Все этапы и все фрагменты игровой работы пронизаны рефлексивными отношениями. ОДИ создаёт пространство для инициации и развития рефлексии, в котором она раскрывается во всех многочисленных аспектах.

Рефлексия может выступать как специальным образом организованная деятельность (которая может быть использована в проблемной ситуации) либо самим участником (при наличии определённых знаний), либо с помощью игротехника. С другой стороны, рефлексия может возникать у участников стихийно в ситуации возникновения проблемы. Организованная рефлексия предполагает наличие нормативов действия, мышления: исследование путей и способов мышления, критику неэффективных способов мышления, анализ и реконструкцию ситуации, выявление затруднений при решении, выработку новых форм мышления и действия. Спонтанная рефлексия не использует нормативов и знаний о том, как надо мыслить. Отсюда следует необходимость специального обучения анализу проблемы, что предполагает использование рефлексии. Здесь, с одной стороны, рефлексия выступает как метод обучения, а с другой - как предмет обучения.

Рефлексия в ОДИ направлена на способы собственного мышления и деятельности, что предполагает выход из своей позиции и рассмотрение её со стороны, построение нового отношения и к тому, что происходило, и к себе самому в прошлом. При этом выявление недостающих средств, а также знаний при исследовании ситуации обеспечивается на основе инструментальной рефлексии.

ОДИ является коллективной формой работы, проходящей в постоянном взаимодействии участников. В данном случае к рефлексивному выходу приводят «разрывы в коммуникации», то есть невозможность продолжения коллективной деятельности из-за парадоксов непонимания. Кроме умения анализировать себя, собственные мышление и деятельность необходимы представления о внутреннем мире и причине поступков другого человека; знания о ролевой структуре и позиционной организации коллективного взаимодействия, необходимо формирование и схематизация некоторого поля сопоставления разных способов мышления и деятельности. Здесь рефлексия выступает в кооперативно-коммуникативном аспекте.

ОДИ проводится для того, чтобы решать проблемы. Проблемная ситуация возникает в том случае, когда отсутствуют средства достижения представленных целей или в процессах мышления фиксируется отсутствие знаний. В данном случае проблема раскрывается как интеллектуальное противоречие, актуализирующееся в виде столкновения известных участнику знаний и умений с особенностями условий игровой проблемной ситуации. Выявление недостатка средств, а также знаний для конструктивного разрешения проблемной ситуации обеспечивается на основе интеллектуальной рефлексии. Включение рефлексии является необходимым условием обнаружения затруднений. Поиск новых способов решения возникающих противоречий приводит субъекта к осознанию проблемы.

В ходе ОДИ возникают не только интеллектуальные противоречия, но и личностные – между сложившимися в игровых ситуациях формами поведения участника как личности и теми реальными требованиями, которые предъявляет к нему конкретная ситуация. В данном случае предметом переосмысления выступает отношение субъекта к собственному «Я» и к своей познавательной деятельности в целом. Возникшее противоречие разрешается на основе личностной рефлексии.

Для ОДИ важна не только рефлексия своего поведения и понимание другого, но и «рефлексивно-понимающее схватывание «целого», как бы вывернутого в игру и представленного в игре». При этом, рефлексия направлена на ситуацию, мышление и деятельность в целом.

Типы рефлексивных процедур в ОДИ могу быть разделены по временному показателю. Так, рефлексия может быть направлена не только на ход игры, но и на её результаты, поскольку основные достижения игры связаны с новыми, появившимися в ходе игровой работы нестандартными способами мышления, понимания, действия.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Методика исследования фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи
Обследование звуковой стороны речи является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности и имеет два аспекта: артикуляционный – предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи; фонологический – выяснить, к ...

Художественная литература на уроках истории
Художественный образ увеличивает эмоциональное воздействия рассказа учителя и воспитывает определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, возбуждая сочувствия, восхищения, негодования, ненависть. Этические нормы и идеи выражены не в отвлеченном формулировании, а в ярких образах, действующ ...

Методические особенности организации и проведения уроков информатики
Основными целями и задачами изучения учебного предмета "Информатика" являются: формирование представления об информатике как науке и ее роли в развитии общества; формирование компьютерной грамотности, основ информационной культуры; развитие логического и алгоритмического мышления; практич ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru