Педагогическая проблемная ситуация

Страница 1

Рассмотрение педагогического мастерства преподавателя невозможно осуществить вне деятельностного контекста. Педагогическую деятельность, с одной стороны, можно определить как «совокупность социально значимых действий по подготовке и включению индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества» (Ф.Р. Филлипов), с другой стороны, - как «особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе». (В.А. Сластенин, Исаев)

Педагогическая деятельность может быть рассмотрена как последовательный набор ситуаций. Они создаются как педагогом, так и учениками, как спонтанно, так и специально. Например: начинается учебное занятие. В аудиторию заходят опоздавшие студенты – уже ситуация. Студенты оказались неподготовленными к семинарскому занятию – тоже ситуация. Это всегда противоречие между ожидаемым и реальностью.

В большинстве имеющихся определений под ситуацией понимается сочетание значимых компонентов системы в определенный момент ее функционирования и развития; определенный конкретный фрагмент практической деятельности специалистов. (К.313) (Ю.Н. Кулюткин и Г.С. Сухобская)

Вышеизложенные понятия сформулированы, исходя из ведущей роли внешних факторов, условий, что, с нашей точки зрения, неправомерно. Мы будем исходить из следующего определения: ситуация представляет собой систему внешних для субъекта условий, побуждающих и опосредующих его активность и самого субъекта, влияющего на развитие ситуации.

Единицей педагогической деятельности является педагогическая ситуация. Исходя из общего определения ситуации педагогическую ситуацию можно понимать как «продукт активного взаимодействия ряда внешних условий учебно-воспитательного процесса и поведения всех его участников». С нашей точки зрения, представляет интерес определение В.В. Серикова (сер): «Ситуация – особый педагогический механизм, который ставит ее участников в новые условия, трансформирующие привычный ход их жизнедеятельности, востребующий от них новые модели поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление и переосмысление сложившейся ситуации».

Таким образом, педагогическая ситуация представляет собой продукт активного взаимодействия объективного состояния конкретной педагогической системы в определенном промежутке времени и поведения всех его участников. Ситуация становится педагогической, если в ней ставятся задачи обучения, воспитания и развития ученика.

Педагогическая ситуация становится проблемной в том случае, если имеющиеся у педагога средства, знания и умения, стереотипы опыта оказываются непригодными в данной ситуации и требуется их переосмысление, рефлексия и соответствующее условиям ситуации преобразование. По мнению М.М. Кашапова, С.Д. Неверковича, педагогическая проблемная ситуация представляет психическое состояние познавательного и практического затруднения субъекта педагогической деятельности, характеризующееся осознанием педагогом необходимости устранения затруднений в учебно-воспитательной деятельности, пути преодоления которых педагогу неизвестны. Возникновение проблемной педагогической ситуации обусловлено опытом педагога, спецификой его восприятия, мышления, особенностями личностного отношения к происходящему.

Преобразование педагогической ситуации осуществляется педагогом на основе осознания цели целостного УВП (стратегическая), условий ее достижения в педагогической ситуации, то есть, на основе постановки педагогической задачи. Задача в когнитивном плане есть вербализованная, особым образом отрефлексированная рационализованная проблема, представленная в понятиях предметной сферы соответствующей науки.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Ступени и ход обучения
Многостороннее образование, писал Гербарт, должно быть цельным и единым, но только не поверхностным и легкомысленным отношением к делу. Цветок не должен разрывать своей чашечки, говорил он, подчеркивая мысль о том, что обучение должно представить картины мира в сознании учащегося как единое целое. ...

Программа формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников в ДОУ
Пояснительная записка Человек, его культура и деятельность в той мере, в какой они имеют ценность для человечества, полностью зависит от его здоровья. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложено в детстве. По статистике, в последние годы численность практически здоровых дош ...

Проблемы формирования коллектива класса
Латинское слово "коллективус" переводят по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия "коллектив". Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, окоорганизованн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru