Анализ методик обследования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Образование и воспитание » Развитие произвольного внимания у старших дошкольников » Анализ методик обследования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Страница 1

В эмпирическом исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста. Всего было обследовано 20 человек (10 детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи – экспериментальная группа и 10 детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием – контрольная группа). Исследование носило диагностический характер, проводилось в период с января по февраль 2012 года на базе МДОУ № 42 (комбинированного вида) г. Орла.

МДОУ № 42 г.Орла – дошкольное образовательное учреждение, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста, реализующее личностный подход для успешной самореализации ребёнка в различных видах деятельности (физической, познавательной, социальной, художественно-эстетической).

Кредо педагогического коллектива

Успешный ребёнок – здоровый ребёнок, умный ребёнок, творческий ребёнок, добрый ребёнок, общительный ребёнок, улыбающийся ребёнок – есть живое воплощение педагогического успеха.

В МДОУ имеется следующее программное обеспечение учебно-воспитательного процесса:

1. Комплексные программы дошкольного образования: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой); программа музыкального обучения «Ладушки» И.Каплуновой.

2. Коррекционные программы для детей с нарушениями речи: «Программа обучения и воспитания детей с ФФН» Т.Б.Филичевой; «Программа обучения и воспитания детей с ОНР» Т.Б.Филичевой и Г.В. Чиркиной.

Эмпирическое исследование – диагностическое обследование (тестирование) проводился в виде игры и беседы с каждым ребенком в течение 10-15 мин.

На констатирующем этапе решались следующие задачи:

проанализировать «Программу обучения и воспитания детей с ОНР» с целью выявления требований к навыкам и умениям детей старшего дошкольного возраста с ОНР уровня по развитию внимания;

отобрать методики для проведения констатирующего этапа эксперимента у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уровня;

провести констатирующий эксперимент, проанализировать полученные результаты.

Выборка детей состоит из двух групп:

I группа (контрольная) – дети старшего дошкольного возраста с нормальным развитием речи (10 человек).

II группа (экспериментальная) – дети старшего дошкольного возраста логопедической группы (10 человек c ОНР 3 типа и ФФН).

Полученные по двум выборкам показатели подверглись количественному и качественному сопоставлению, что дало возможность выявить некоторые особенности произвольного внимания детей с ОНР.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были подобраны следующие методики:

1. Корректурная проба (методика Бурдона).

2. Диагностика уровня развития произвольного внимания «Домик» Н.И. Гуткиной.

3. Исследование сформированности произвольного внимания по Керну-Й.Ерасеку (рисование мужской фигуры, срисовывание группы точек и срисовывание типичных букв).

Охарактеризуем их более подробно.

Для изучения особенностей внимания у старших дошкольников с речевыми нарушениями нами использовались:

1. Корректурная проба (методика Бурдона) (объем произвольного внимания).

2. Диагностика уровня развития произвольного внимания «Домик» Н.И. Гуткиной (переключаемость произвольного внимания).

3. Исследование сформированности произвольного внимания по Керну-Й. Ерасеку (рисование мужской фигуры, срисовывание группы точек и срисовывание типичных букв) (устойчивость произвольного внимания) .

Тестирование было индивидуальным, что позволило полно и точно зафиксировать характерные для каждого ребенка уровни сформированности произвольного внимания. Обследование проводилось в знакомой обстановке при которой дети не испытывали отрицательных эмоций (страх, неуверенность). Работу начинали с игры, постепенно включая детей в требуемые методикой задания. Создали благоприятную подходящую обстановку (убрали яркие предметы, которые могли бы отвлечь внимание детей от предложенных заданий).

Серия заданий № 1 (исследование объема произвольного внимания)

Задание 1 (Методика «Корректурная проба Бурдона»)

Цель: выявление уровня объема произвольного внимания

Определить объем внимания детей старшего дошкольного возраста

Оборудование:

бланк корректурной пробы, карандаш (или ручка), секундомер.

Корректурная таблица Б. Бурдона содержит 8 строк по 8 картинок (всего 64 шт голова коровы) в каждой. В бланке 49 неправильных изображений головы коровы (отсутствует рог, ухо, или рог и ухо одновременно).

Испытуемый, просматривая корректурную таблицу строчку за строчкой, должен в течении 5-7 мин., как можно быстрее разными способами дорисовать недостающие: ухо, рог или ухо и рог одновременно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Анализ результатов исследования роли ДОУ в формировании здорового образа жизни старших дошкольников
Для коррекции уровня сформированности основ здорового образа жизни старших дошкольников был предложен комплекс игр-упражнений. Для достижения положительной динамики в процессе формирования основ здорового образа жизни старших дошкольников работа проводилась систематически ежедневно, как и предусмот ...

Описание хода игры
Из состава академической группы формируются команды по 4 – 5 человек. Выдается задание на игровую деятельность и ставится конечная цель. Участников игровой деятельности знакомят с правилами ее проведения. Излагаются требования к проведению игровой деятельности. Игровая деятельность делится на этапы ...

Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения
Согласно этой классификации, которую предложил Бабанский Ю. К., методы обучения делятся на три группы: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективност ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru