Понимание различными психологическими школами понятия «адаптация»

Образование и воспитание » Влияние стилей семейного воспитания на уровень адаптации к школе детей с ДЦП » Понимание различными психологическими школами понятия «адаптация»

Страница 1

Мир, в котором мы живем, постоянно меняется. Меняются социальные роли, которые человеку ради успеха и лучшего уровня жизни приходиться осваивать, меняется наше благосостояние, положение в обществе, отношение к личности и т. д. В связи с этим возникает вопрос о том, как приспосабливаться к постоянным изменениям и какие факторы этому способствуют. В данном параграфе мы рассмотрим понятие адаптации, ее виды, и взгляды разных психологических школ на это понятие.

Существует множество определений понятия адаптации.

По мнению В.Б. Шапаря адаптация – это приспособление строения и функции организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Адаптация – одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже. трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма. Начиная от молекулярного уровня до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

Обозначим подходы к пониманию адаптации наиболее больших психологических школ.

Необихевиористское понимание адаптации. Данная школа понимает адаптацию двояко. С одной стороны адаптация – состояние, в котором потребности индивида, и требования среды – с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой. Также адаптация – это процесс, посредством которого это гармоничное состояние может достигаться.

В бихевиористском понимании социальная адаптация – это процесс или состояние физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. В функциональном отношении смысл или цель такого процесса зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов или от способа достижения значимых целей. В данном определении социальной адаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида. «Социальная адаптация» используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой.

Интеракционисты понимают адаптацию как принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом, а также гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями. Способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего. Основными признаками эффективной адаптированности, согласно интеракционистам, являются адаптированность в сфере «внеличностной» социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства. Адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, способность тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений. Также данная школа различает адаптацию и приспособление. По мнению Т. Шибутани. у каждой личности присутствуют комбинации приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и, в свою очередь, данные приемы могут рассматриваться как формы адаптации. В отличие от понятия «приспособление», адаптация относится к константным решениям, т. е. хорошо организованным способом справляется с типичными проблемами.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Деятельность классного руководителя по координации воспитательной работы учителей и родителей
Классному руководителю необходимо поддерживать доброжелательные отношения и деловые связи с учителями, работающими в классе, и родителями и тактично координировать их воспитательную работу. По отношению к учителям эта работа должна включать в себя: ознакомление их с особенностями физического и нерв ...

Методические рекомендации к теме: Умножение и деление обыкновенных дробей
На данную тему выделяется 10 часов. Темы даются учащимся конкретно – индуктивным образом, на задачах, приведенных в учебнике. Сначала дается задача, подводящая к правилу умножения дроби на натуральное число. Целесообразно повторить сложение дробей с одинаковыми знаменателями, выделение целой части ...

Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Цель формирующего этапа исследования: апробирование на практике комплекса мероприятий по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебно-воспитательного процесса. Задачи формирующего этапа исследования: 1) подготовить предметно-развивающую среду для проведени ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru