Национальное самосознание как результат осуществления гражданско-патриотического воспитания

Образование и воспитание » Национальное самосознание как результат осуществления гражданско-патриотического воспитания

Страница 1

Воспитание национального самосознания подрастающего поколения – проблема особой гражданской значимости, от решения которой в значимой мере зависит духовное здоровье нации, перспективы её развития.

Под национальным самосознанием личности обычно понимают осмысление ею своей принадлежности к определенному этносу, своего места и роли в этом обществе, уважение родного языка, национальных традиций, обычаев, обрядов. В общей системе воспитательной работы Центра детского творчества г. Нурлат особая роль принадлежит гражданско-патриотическому воспитанию.

Воспитание подрастающего поколения требует сегодня от педагога решения ряда задач:

– Формирование у учащихся основ мировоззренческих представлений об обществе и человеке, знакомство с основами правовых и экономических знаний, политико-правовой и экологической культуры, а также морально-этическими традициями общества;

- Развитие и поддержание заложенного в каждом человеке естественного чувства любви к своей земле, историческим корням и Родине в целом на основе осознания самоценности общества, членом которого он является;

- Воспитание у детей любви к Отечеству, чувства интернационализма, готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять обязанности гражданина, патриота;

- Формирование уважения к национальному населению, традициям, культуре народа.

В каждом районе нашей Республики, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические исторические и культурные черты, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, их взаимосвязь с природой, историей и культурой региона, принять участие в созидательной социально значимой деятельности, развить собственные способности – в этом и заключается основной смысл деятельности ДОО СНТ в Нурлатском муниципальном районе.

Важное место в системе гражданского и патриотического воспитания учащихся принадлежит туристско-краеведческой работе. Наличие в арсенале педагога таких форм, как экспедиции, походы, экскурсии, слеты, профильные лагеря, дают возможность сделать процесс воспитания более содержательным, насыщенным яркими впечатлениями, которые оставляют наиболее глубокий след в душах и сердцах учащихся, создают условия для результативной работы по гражданскому и патриотическому воспитанию.

По реализации гражданско-патриотического воспитания в течении многих лет плодотворную работу ведут наследники Детской общественной организации СНТ на базе образовательных учреждений Нурлатского муниципального района РТ.

Основные их направления – это генеалогия (родоведение), краеведческие экспедиции, встречи с ветеранами и старожилами, изучение истории родного края, народа, выявление своей принадлежности к определенному этносу, поддержание национальных традиций, обычаев, обрядов, наполнение новыми экспонатами школьного музея. Главным фактором патриотического и гражданского воспитания учащихся являются музеи, сохраняющие национальные компоненты, национальный колорит. Именно они дают возможность воздействовать через факты, явления, образы на формирование культуры учащихся, воспитывать такие качества, как духовность, патриотизм, гражданский долг, личная ответственность.

Наследниками кружкового объединения «Истоки» Центра детского творчества г. Нурлат был создан и функционирует поисковый отряд, который ведёт исследовательские работы по изучению истории родного края, прошлого малой Родины, по изучению биографии своих героев-земляков. Ими была проделана огромная работа по выявлению и изучению истории исчезнувших сёл. На районных Сборах наследников СНТ они регулярно показывают документальные фильмы, заснятые самими же учащимися, и делятся своими исследовательскими новостями об истории родного края, народа. Ими были созданы такие фильмы, как «Баллада о солдате», отражающий интересные биографические моменты, жизнь, и творчество солдата-земляка, документальный фильм «Исчезнувшие во времени», в котором были отражены удивительные детали уже не существующих сёл и т.д.

Главной особенностью педагогической деятельности в Центре детского творчества Нурлатского муниципального района является единство процесса обучения и воспитания, развивающий и воспитывающий характер содержания занятий, кружков, деятельности детской общественной организации, в которых наиболее полно представлены богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его традиции, социальные нормы поведения, духовные идеалы и ценности. Цель гражданско-патриотического воспитания в деятельности детского движения – сформировать сознательного гражданина, у которого личностные качества и черты характера, поступки и поведение будут направлены на саморазвитие, самосовершенствование и будут служить на благо родного народа, согласовываясь с интересами других наций и общества в целом. Работа над достижением этих целей – это давно назревшая потребность в восстановлении духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. И, я думаю, в Нурлатском районе цели по гражданско-патриотическому воспитанию результативно достигаются через воспитание национального самосознания учащихся.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Телевизионные СМИ как фактор влияния на формирование норм поведения подростков
Общение как фактор социального взаимодействия подростка с индивидуальной и внешней реальностью, обуславливающее становление его личности, может быть непосредственным и опосредованным. Так автор и герои книг, которые являются для взрослого человека некими абстрактными объектами, подростком восприним ...

Причины речевых нарушений
Представления об этиологии речевых расстройств на всех этапах изучения данной проблемы отражают понимание их сущности, а также общие методологические направления определенной эпохи и авторов. Хватцев М.Е. впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнул их те ...

Воспитание как социальный институт
В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов - исторически сложившихся устойчивых форм выполнения общественных функций определенными номинальными группами членов общества, а также совокупностью организаций, возникших и созданных для тех же целей. В зависи ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru