Использование художественной литературы на уроках химии

Страница 1

Одним из сильных и верных способов пробуждения и поддержания у учеников интереса к приобретению знаний, на мой взгляд, является создание эмоционального настроя. Я глубоко убеждена, что одним из главных звеньев в цепи дидактических поисков должно быть положение о том, что «без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины».

Произведения художественной литературы, совершенствуя образное мышление учащихся, оказывают благотворное влияние на развитие их воображения, способность высказывать оригинальные идеи.

В этой связи уместно привести слова известного советского химика А. Е. Арбузова: « Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области….»

На мой взгляд, уроки химии оставляют эмоциональный след в душе учеников, если они включают лирическое начало.

Я не объявляю тему урока сразу, а иду от показа практического применения изучаемых веществ, их значения в жизни, быту, к знакомству с их свойствами. Лирическое начало урока, необычность вступления, использование материала, отвечающего духу времени, выступают в роли ключика по имени «интерес». Отбирая материал, который будет своего рода прологом урока, стремлюсь к тому, чтобы он воспитывал у учащихся нравственность, гуманизм, бережное отношение к природе, чувство патриотизма, сознательного выбора профессии. И на всех уроках не забываю об эстетическом воспитании, используя яркие иллюстрации, фотографии, образцы художественных изделий, альбомы, модели, макеты, приборы, рисунки. Особые требования предъявляю к образности, выразительности, грамотности речи учителя и учащихся. Даже единичные фрагменты из литературных произведений, прочитанные на уроке химии, несут обучающую нагрузку и развивают творческий потенциал учащихся. Даже самые непоседливые затихают, в глазах даже самых безразличных появляется огонек интереса, когда слышат:

«…И вот сентябрь! Замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла виётся вкруг холмов,

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины.

Замолкли птиц живые голоса…

Безмолвен лес, беззвучны небеса!»

(Евгений Баратынский)

Создавая такой яркий образ, автор выразил химическую сущность явлений. В чем она? Какие химические и физические свойства лежат в основе поэтических картин?

Разве можно остаться равнодушным при встрече на уроке с любимыми книгами?

Так, в 9 классе при изучении темы «Фосфор и его соединения», зачитываю отрывок из знаменитой повести А. Конан-Дойла «Собака Баскервилей»:

« .Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана . Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.

Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Непосредственная работа ВАШ СКГУ
Входе выполнения курсового проекта было проделан следующая работа; Мы отправляли материалы через электронную почту в школы нашего СКО. ДФШ сельские школы 311. Отправлено 152 школам, что состояло-49% ОФШ городские школы 35. Отправлены 35 школам, что состояло-100% Из 346 школ отправлено письмо только ...

Эффективность применения гимнастических упражнений для формирования культуры движений младших школьников
В нашем исследовании поводилось наблюдение с целью направленного, изучения культуры движений младших школьников, как показателя общей культуры; с целью выявления умений школьников удерживать правильную осанку на протяжении всего занятия. Во время наблюдений обращалось внимание на пластику, координа ...

Развёрнутый план занятия для детей младших групп по формированию правильного звукопроизношения
Пример занятия. Программное содержание: учить детей различать на слух звучание различных предметов (игра "Угадай, что звучит"), ясно и отчетливо произносить звук [и] (упражнение "Лошадка"). Оборудование: ширма, барабан, звоночек, погремушка, игрушечная лошадка. Ход занятия: Восп ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru