Использование художественной литературы на уроках химии

Страница 2

- Фосфор, – сказал я».

Людям свойственно ошибаться. Так, А. Конан-Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите ее.

В этом несложном задании учащиеся обобщают физические свойства фосфора и его аллотропного соединения. Такой методический прием не только вызывает интерес к изучаемой теме, но и повышает уровень усвоения и запоминания материала за счет эмоциональной реакции и образования стойких ассоциативных связей.

В 10 классе при изучении темы « Предельные углеводороды» зачитываю отрывок из повести Б. Васильева « А зори здесь тихие»:

«Огромный бурый пузырь гулко вспучился перед ней. Это было так быстро и так близко от неё, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра».

Перед ребятами ставлю вопрос: « Какой газ явился причиной гибели Лизы?» Учащиеся легко справляются с ответом.

Многогранна тема «Вода», изучаемая в 8 классе. Начинаю цикл уроков всегда строками из Библии:

«… И был вечер, и было утро: день второй. И сказал бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место и да явится суша. И стало так…»

Ребята безошибочно определяют тему урока, и даже, цели и задачи. Такой нехитрый прием снимает напряженность на уроке и создает эмоциональный настрой.

Посмотрите, как поэтично можно описать физические свойства воды и льда:

«…Руки голы выше локтя,

А глаза синей, чем лёд…»

(А. Ахматова «Рыбак»)

Какого цвета вода и лёд? Казалось бы, бессмысленный вопрос. Они бесцветны. Но только не в стихах поэтов.

Сложные условия Великой Отечественной войны привели, например, к новой оценке воды - вещества, которое в обыденной жизни является привычным и доступным.

«…Вода! . Бывало, встанешь утром рано,

И кран, с его металла белизной,

Забулькает, как соловей весной,

И долго будет течь вода из крана.

Так, словно о чуде, вспоминала о простой водопроводной воде поэтесса Вера Инбер в трагические дни блокады Ленинграда.

Или такие строки:

На войне, в пыли походной,

В летний зной и в холода,

Лучше нет простой, природной-

Из колодца, из пруда,

Из трубы водопроводной,

Из копытного следа, из реки, какой угодно,

Из ручья, из-подо льда, –

Лучше нет воды холодной,

Лишь вода была б вода.»

(А. Твардовский «Василий Теркин»)

Целесообразно использовать отрывок из романа А. Фадеева « Молодая гвардия». «Коммунисты-подпольщики занимались саботажем в организованных немцами мастерских. Отремонтированную немцами водокачку оставили наполненной водой, а ночью ударили морозы, в результате чего трубы раздулись, полопались, вся система пришла в негодность, всё нужно было начинать сначала».

Задаю учащимся вопрос: «На знании какого физического свойства воды основывались в данном случае подпольщики?»

Вдохновенные строки посвятили воде и другие поэты. А сколько создано сказок, притч и легенд о воде, нередко образно называемой « живой» и « неживой»!

«… Всё мне видится Павловск холмистый,

Круглый луг, неживая вода .»

(А. Ахматова из сборника « Белая стая»)

Конечно, « неживой» воды в природе нет. Эта метафора. Но до чего же образно и точно можно выразить некоторые свойства воды поэтическими строками!

«… И бывает вода то кислой, то острой, то терпкой, то горькой, то сладкой, то густой или жидкой, то вредной или гибельной, то целебной или ядовитой…» (Леонардо да Винчи)

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Методика формирования понятия «сила»
При формировании данного понятия неизбежно приходится считаться с тем, что оно находит самое широкое применение в повседневной жизни и в известной мере знакомо учащимся до изучения физики. На основе жизненного опыта учащиеся с данным понятием связывают, прежде всего, представление о мускульной силе ...

Содержание образования
Социальная функция образования - обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта предшественников, которая выражается в форме материальной и духовной культуры. Содержание образования - один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Оно включает в себя общее развитие и ...

Базовые, профильные предметы и элективные курсы
Согласно "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования", построенной с опорой на отечественные теоретические разработки в области дифференциации обучения (см. п. 1.1. настоящей диссертации) и зарубежный опыт профилизации общего образования (см. п. 1.3.), структура ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru