Использование художественной литературы на уроках химии

Страница 2

- Фосфор, – сказал я».

Людям свойственно ошибаться. Так, А. Конан-Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите ее.

В этом несложном задании учащиеся обобщают физические свойства фосфора и его аллотропного соединения. Такой методический прием не только вызывает интерес к изучаемой теме, но и повышает уровень усвоения и запоминания материала за счет эмоциональной реакции и образования стойких ассоциативных связей.

В 10 классе при изучении темы « Предельные углеводороды» зачитываю отрывок из повести Б. Васильева « А зори здесь тихие»:

«Огромный бурый пузырь гулко вспучился перед ней. Это было так быстро и так близко от неё, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра».

Перед ребятами ставлю вопрос: « Какой газ явился причиной гибели Лизы?» Учащиеся легко справляются с ответом.

Многогранна тема «Вода», изучаемая в 8 классе. Начинаю цикл уроков всегда строками из Библии:

«… И был вечер, и было утро: день второй. И сказал бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место и да явится суша. И стало так…»

Ребята безошибочно определяют тему урока, и даже, цели и задачи. Такой нехитрый прием снимает напряженность на уроке и создает эмоциональный настрой.

Посмотрите, как поэтично можно описать физические свойства воды и льда:

«…Руки голы выше локтя,

А глаза синей, чем лёд…»

(А. Ахматова «Рыбак»)

Какого цвета вода и лёд? Казалось бы, бессмысленный вопрос. Они бесцветны. Но только не в стихах поэтов.

Сложные условия Великой Отечественной войны привели, например, к новой оценке воды - вещества, которое в обыденной жизни является привычным и доступным.

«…Вода! . Бывало, встанешь утром рано,

И кран, с его металла белизной,

Забулькает, как соловей весной,

И долго будет течь вода из крана.

Так, словно о чуде, вспоминала о простой водопроводной воде поэтесса Вера Инбер в трагические дни блокады Ленинграда.

Или такие строки:

На войне, в пыли походной,

В летний зной и в холода,

Лучше нет простой, природной-

Из колодца, из пруда,

Из трубы водопроводной,

Из копытного следа, из реки, какой угодно,

Из ручья, из-подо льда, –

Лучше нет воды холодной,

Лишь вода была б вода.»

(А. Твардовский «Василий Теркин»)

Целесообразно использовать отрывок из романа А. Фадеева « Молодая гвардия». «Коммунисты-подпольщики занимались саботажем в организованных немцами мастерских. Отремонтированную немцами водокачку оставили наполненной водой, а ночью ударили морозы, в результате чего трубы раздулись, полопались, вся система пришла в негодность, всё нужно было начинать сначала».

Задаю учащимся вопрос: «На знании какого физического свойства воды основывались в данном случае подпольщики?»

Вдохновенные строки посвятили воде и другие поэты. А сколько создано сказок, притч и легенд о воде, нередко образно называемой « живой» и « неживой»!

«… Всё мне видится Павловск холмистый,

Круглый луг, неживая вода .»

(А. Ахматова из сборника « Белая стая»)

Конечно, « неживой» воды в природе нет. Эта метафора. Но до чего же образно и точно можно выразить некоторые свойства воды поэтическими строками!

«… И бывает вода то кислой, то острой, то терпкой, то горькой, то сладкой, то густой или жидкой, то вредной или гибельной, то целебной или ядовитой…» (Леонардо да Винчи)

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Формы организации образовательного процесса на основе интеграции содержания
Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции содержания: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая). Пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстети ...

Что такое инновация
Инновация (нововведение) - в социально-психологическом аспекте - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.) Новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен пр ...

Речевые разминки
Снежный ком. Один ученик произносит слово по какой-то установленной теме. Следующий повторяет это слово и добавляет свое и т.д. Угадай. Ведущий демонстрирует действие, не называя его. Задача остальных - угадать движение и назвать его по-английски. Любопытный незнайка. Один ученик задает всевозможны ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru