Значение образного мышления в обучении химии

Страница 4

Мозг привык воспринимать все таким, какое оно есть – в многообразии цветов, звуков, других качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ, в левом – соответствующие этому образу слова. Однако девяносто процентов информации подается в усеченном виде – голос учителя, текст книги, обрывочные картинки и т.д. Детское восприятие распадается именно из-за усеченной информации. Отсюда – неконтролируемое забывание, дефекты внимания, пробелы памяти.

При обучении практически не учитываются уровни отражения действительности, которые принято считать предшествующими мышлению: ощущения, восприятия, представления. Еще в 40-х гг. ХХ в. Ж.Пиаже обосновал закономерности восприятия и усвоения информации, которые неизбежно проходят через следующие этапы:

– сенсорно-моторный этап (этап получения информации от органов чувств); чем больше информации человек получает на этом этапе, тем более полное представление сложится у него об объекте;

– символьный (образный) этап; на этом этапе, на основании информации, полученной от органов чувств, происходит формирование образа;

– логический этап; происходит логическое осмысление, понимание информации, полученной и сформированной в виде образа;

– лингвистический этап; человек способен выразить в словах образно воспринятую, логически осмысленную информацию.

Эти этапы можно назвать этапами процесса целостного мышления. Как правило, логика используется либо после образного представления, либо одновременно, но никак не в отрыве. Нарушение порядка этапов восприятия и обработки информации ведет к неэффективности, зашоренности мышления, вызывает у учеников непонимание. Неудивительно, что много учащихся отстает в учебе – ведь им предлагают сразу третий, логический этап процесса мышления.

Объясняя понятие “валентность”, практически все учителя сразу говорят о способности атомов того или иного элемента присоединять к себе определенное число других атомов. Формулируют определение валентности, рисуют для примера несколько структурных формул, сообщают правило для составления формул по валентности и для усвоения нового материала предлагают ученикам выполнить ряд заданий для выработки навыка в составлении формул веществ. Ученики фактически манипулируют только буквенными обозначениями. Данный подход, основанный на применении логического мышления, реализован в логике восхождения от частного к общему, позволяет применять стандартный алгоритм – способ составления формулы вещества по валентности. Недостаток данного подхода в том, что для правополушарных детей он будет неприемлемым – сенсорно-моторный и символьный этапы, как мы видим, отсутствуют.

Наблюдения показывают, что в этом случае у многих учеников правило по составлению формул веществ запоминается на очень короткое время, а затем приходится снова и снова напоминать его. В результате требуется довольно длительное время, чтобы это правило осталось в долговременной памяти, т.е. сформировался навык составления формул веществ.

Учитель взаимодействует в образовательном процессе с учащимися, имеющими разные стили мышления, а традиционный подход сразу направляет к оперированию знаковой символикой, не позволяет ученику “увидеть” различные стороны данного химического явления на макро- и на микроуровне. В логике правополушарного подхода следует идти от общего к частному, оперируя не только логическим, но и образными видами мышления. Сначала необходимо либо нарисовать на доске соединение атомов, либо поработать с моделями, проговорить словами, выдвинуть различные гипотезы – создать перцептивный образ. Атомы различных химических элементов в модели или рисунке обязательно должны различаться размерами, цветом, обозначением.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Исследования классных руководителей
Для выявления приоритетных направлений деятельности, а также путей повышения мастерства, был проведен опрос классных руководителей, работающих в городских общеобразовательных школах [8]. Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психическог ...

Непосредственная работа ВАШ СКГУ
Входе выполнения курсового проекта было проделан следующая работа; Мы отправляли материалы через электронную почту в школы нашего СКО. ДФШ сельские школы 311. Отправлено 152 школам, что состояло-49% ОФШ городские школы 35. Отправлены 35 школам, что состояло-100% Из 346 школ отправлено письмо только ...

Опыт работы учителя начальных классов по организации внеклассных занятий по русскому языку
Интерес представляет опыт учителя начальных классов из деревни Алексеевка, Изнасковского района, Калужской области Е.Е. Мельниковой. Она предлагает использовать во внеклассной работе по русскому языку нестандартные формы проведения занятий, способствующие повышению у детей интереса к русскому языку ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru