Значение образного мышления в обучении химии

Страница 2

Главный минус логического мышления – его узость. Логика предоставляет возможность добраться до истины, лишь следуя по цепочке логических рассуждений. В случае неверного представления об одном из звеньев этой цепи видение реального мира становится неполным. Развитая логика не только не помогает, но существенно мешает воспринимать тонкие нюансы окружающей нас действительности.

Правое полушарие занято прямо противоположной задачей. Оно ответственно за интуицию, образное мышление и регулирующую деятельность, способно целиком воспринимать многозначность, окружающего мира, интегрируя все многочисленные и даже противоречивые связи между его объектами, оперируя с целыми образами. Оно “схватывает” реальность во всем богатстве, противоречивости и неоднозначности связей и формирует многозначный контекст. Формирование такого контекста требует меньших физиологических затрат, чем формирование однозначного, упорядочивающего контекста, что доказано экспериментально. Образное мышление раскрывает суть предмета в единый момент времени, причем с характеристиками, максимально совпадающими с действительностью. Речь не в состоянии выразить такой контекст, поскольку строится по законам левополушарного мышления. Без правого полушария мы превратились бы в высокоразвитые компьютеры, тщетно пытающиеся приспособить многозначный мир к своим ограниченным программам. Все попытки создания искусственного интеллекта оказались недостаточно успешными именно потому, что авторы представляли мозг только как одно левое полушарие и пытались моделировать только его.

Оба полушария выполняют равно важные функции. Левое полушарие упрощает мир, чтобы можно было его проанализировать. Правое полушарие преодолевает ограничения, накладываемые левым. В реальном процессе усвоения знаний одновременно присутствуют (и реально функционируют) как образная, так и понятийная составляющие. Это не две самостоятельные составные части (хотя их специфика очевидна), а единый мыслительный процесс, раскрывающий человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Образное мышление, устанавливая многозначные связи, уравновешивает особенности логического мышления. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

В 60–70-е гг. XX в. в экспериментальных психологических исследованиях был получен ряд фактов, на основе которых сформулировали следующие важные положения:

1) образные компоненты мыслительной деятельности оказывают влияние на ее успешность;

2) продуктивность образов проявляется не только в художественном творчестве, но и в других видах деятельности: в обучении, интеллектуальном творчестве, профессиональной деятельности и т.д.;

3) логические и образные компоненты мыслительного процесса функционируют не обособленно, а в органичном единстве; закономерности взаимодействия и взаимозависимости словесно-логических и наглядно-образных форм мыслительной деятельности должны рассматриваться как один из базовых механизмов интеллектуального развития личности.

Исторически сложилось так, что в человеческом обществе преобладает логический, левополушарный тип мышления. Ребенок развивается в условиях все более активного давления нашей левополушарно ориентированной цивилизации.

Традиционная педагогическая психология рассматривает логическое мышление как наиболее совершенное, как высшую форму отражения реальности. В школьной практике очень много внимания уделяется логическим процессам. На протяжении долгого периода времени в возрастной и педагогической психологии господствовало мнение, что формирование логического мышления происходит на основе вытеснения генетически более ранних (низших) видов мышления: наглядно-действенного и образного. К сожалению, подобное представление до сих пор не преодолено: образная составляющая предметов естественно-научного цикла чаще всего отходит на второй план. Наглядно-действенное, образное, интуитивное мышление считаются второстепенными. В настоящее время констатируется отставание в изучении большинства образных явлений: представлений, воображения, образного мышления и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Методические рекомендации для социального педагога направленные на сплочение ученического коллектива
Базовая цель поведения ученика - чувствовать свою причастность к жизни школы - означает "чувствовать свою важность и значимость". Вот как понимает назначение школы Уильям Глассер: "Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы продол ...

Психологические аспекты обучения с применением современных информационных технологий
При анализе вопроса о половых различиях в применении компьютерных технологий выявлена тенденция доминирования мужчин в компьютерной индустрии и образовании, которую связывают, в частности, с проявлением социальных стереотипов при выборе профессии. В исследовании Г. Вилдёр установлено, что юноши оце ...

Актуальность темы «Моделирование космического летательного аппарата типа шатал»
Двадцатый век – был веком научно-технического прогресса. Человечество с тех пор во многом продвинулось, и двадцать первый век дает неограниченные возможности в космологии, компьютеризации всего мира который нас окружает. Важную роль в жизни современного человека играет осознание и представление воп ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru