Особенности звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами

Образование и воспитание » Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами » Особенности звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами

Страница 1

Нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах имеют свой специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. В то же вре­мя своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовно­сти детей к обучению в школе, создает предпосылки для наи­более ранней социальной адаптации дошкольников с нару­шениями речи.

В специальной литературе отмечается, что в практике логопедической работы часто встречаются нарушения зву­копроизношения, которые по своим внешним проявлениям напоминают дислалию, но характеризуются особой трудно­стью преодоления в процессе коррекционного воздействия. При выборе адекватной методики коррекции и для дости­жения максимального результата логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения акту­альными являются вопросы дифференциальной диагности­ки внешне сходных по проявлениям артикуляторных рас­стройств.

Описывая классификацию нарушений звукопроизносительной стороны речи, основанную на патогенетическом принципе, Р. А. Белова-Давид наряду с нарушением деятель­ности речеслухового анализатора выделяет нарушения дея­тельности речедвигательного анализатора, характеризую­щиеся недостаточностью эфферентных и афферентных систем. Клинически это проявляется в наличии негрубых па­резов артикуляторной мускулатуры, в нарушениях апраксического ряда. Систематизируя многообразные формы на­рушений звукопроизношения, Р. А. Белова-Давид выделила две основные группы: дислалии, имеющие функциональный характер, и дизартрии, в основе которых лежат органичес­кие нарушения. Исходя из этого, автор выделила в качестве основного критерия дифференциации нарушений звукопро­изношения наличие или отсутствие симптомов органическо­го ряда. При этом отмечается, что органическая симптома­тика часто может быть выражена в микропроявлениях, выявляемых только специальными приемами неврологи­ческого обследования.

При помощи такого специального, углубленного обследования выявляются негрубые парезы лицевой мускулатуры, препятствующие нормальному фор­мированию артикуляций. Таким образом, все случаи нару­шений звукопроизношения такого патогенеза следует рас­сматривать как расстройства дизартрического ряда.

В исследованиях, посвященных состоянию речи при минимальных дизартрических расстройствах, отмечаются нечеткое звукопроизношение, смазанность речи, в ряде случаев сопровождающаяся назализацией, различные фонационные и просодические расстройства ( О.А. Токарева, Р.И. Мартынова, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская и др.). Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, комбинационность нарушений со стороны черепно- мозговых нервов препятствуют развитию правильного звукообразования, определяют разнообразие и особенности фонетических нарушений у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, которые находятся в тесной зависимости от состояния нервно- мышечного аппарата органов артикуляции.

По мнению многих авторов ( О.А. Токарева, Е.Ф. Соботович, А.Ф Чернопольская, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская и др. ), нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами выражаются в искажениях, в смешениях, в заменах и в пропусках звуков. При этом характерным является упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно- акустическим признакам: щелевые- взрывными, звонкие- глухими, шипящие- свистящими, твердые- мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы. Наиболее распространенными являются нарушения произношения свистящих звуков. На втором месте по распространенности- нарушения произношения шипящих звуков, далее следуют нарушения произношения звуков л, р

и переднеязычных т, д, н.

Это свидетельствует о том, что распространенность нарушений звукопроизношения отдельных групп звуков у детей с минимальными дизартрическими расстройствами определяется не только артикуляторной сложностью звуков, но и их акустической близостью. В связи с этим акустически близкие свистящие звуки нарушаются чаще, чем артикуляторно более сложные, но акустически противопоставленные соноры р

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Деятельность социального педагога по формированию толерантности в социальном приюте у младших школьников
Воспитание толерантности у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный социальным педагогом процесс формирования у детей толерантности. Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием ...

Ме­сто ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры на уро­ке ис­то­рии и прин­ци­пы ее от­бо­ра
Ос­нов­ные зна­ния по ис­то­рии уча­щие­ся по­лу­ча­ют че­рез рас­сказ учи­те­ля. Ни­ти рас­ска­за про­кла­ды­ва­ют в соз­на­нии де­тей свя­зи с про­шлым на­ро­да и стра­ны. Сло­во учи­те­ля, пре­дель­но точ­ное, пол­ное стре­ми­тель­ной мыс­ли и не­под­дель­но­го чув­ст­ва, во мно­гом пре­до­пре­д ...

Возрастные особенности школьников и их учет при подготовке к выбору профиля обучения
В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста - представление о себе, как “не о ребенке”, подрос ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru