Организация и проблемы в деятельности воспитательных домов в Белоруссии в конце ХVII - ХIХ в.в

Образование и воспитание » Организация и проблемы деятельности воспитательных домов, детских приютов в Белоруссии » Организация и проблемы в деятельности воспитательных домов в Белоруссии в конце ХVII - ХIХ в.в

Страница 2

Что же касается воспитательных домов, то по заведенной ранее системе новорожденных детей их матери или родственники могли приносить и отдавать туда инкогнито, через зашторенное окно. С 1890 г. в Российской империи были введены новые правила, предусматривавшие прием подкидышей исключительно через полицию. Вместо тайного приема вводился явный с правом для матерей брать ребенка на вскармливание домой с оплатой от воспитательного дома: за первый год - 9, за второй - 6 рублей в месяц. В 1894 г. эти правила были усовершенствованы, что благотворно повлияло на положение дел и в воспитательных домах Беларуси.

Введение новых требований было порождено жестокой необходимостью, связанной с переполненностью воспитательных домов и колоссальной смертностью приносимых в них детей. В воспитательном доме Огинской, который по своей организации и уровню содержания детей мало чем отличался от столичных, в конце ХIХ в. находилось 382 ребенка (197 мальчиков и 185 девочек), что в 3,2 раза превышало норму. В Минском приюте для подкидышей превышение нормы призреваемых детей составляло 50% (203 ребенка вместо 100).

В первые годы работы воспитательных домов на Беларуси смертность детей в них была хоть и несколько ниже, чем в целом по Российской империи, но временами достигала значительных размеров. Минский врач А.О. Гурвич в докладе "Основы общественного призрения покинутых детей в Минском приюте подкидышей", опубликованном в "Трудах Общества минских врачей за 1898-1899 гг.", отмечает, что за шесть лет (к 1900 г.) в приюте из более чем 600 детей осталось в живых менее 5%. По свидетельству современников, "скопление большого числа детей в палатах, отсутствие достаточного количества кормилиц, неопытность врачей и воспитателей, прием детей часто больных и даже умирающих - все это повлекло за собой ужасающую смертность питомцев".

Член Общества минских врачей доктор медицины Р.Н. Плешивцев на основании своих наблюдений отмечал, что в Минский приют для подкидышей приносили в основном "недоношенных, замороженных, истощенных детей; в особенно ужасном виде приносятся еврейские дети".

Решение проблемы искали в развитии городского и сельского "патроната". Белорусские воспитательные дома, выдержав у себя малюток на искусственном кормлении (кормилицы были редкостью) от двух недель до месяца, передавали их на вскармливание и воспитание в семьи мещан, ремесленников и крестьян за определенную плату, которая составляла в среднем по империи от 2 до 10 руб. за ребенка в месяц, а в Минском приюте для подкидышей - 12 руб. 30 коп. В самом же приюте на содержание одного ребенка затрачивалось 18 руб. 10 коп. После достижения детьми 3-7-летнего возраста их возвращали в воспитательный дом или (очень редко) усыновляли. Женщинам, хорошо воспитывавшим детей, иногда выдавались небольшие награды. Такая практика приобрела широкий размах. Так, вне Виленского воспитательного дома "Иисуса младенца" в 1897 г. вскармливалось 505 детей (253 мальчика и 252 девочки) или 57% призреваемых. В Минском приюте для подкидышей эти цифры были чуть меньше. Плановые обследования их содержания и воспитания в семьях осуществляли представители администрации воспитательных домов не реже 2-х раз в год. Минский приют для подкидышей, несмотря на ряд недостатков в его работе, связанных прежде всего с неустойчивостью финансирования большинство членов Общества минских врачей называли его "учреждением очень симпатичным", где "царствует . любовное и внимательное отношение к детям". С 1910 г. приют полностью перешел на систему патроната детей вне заведения.

Минские врачи А.О. Гурвич, Я.И. Рубинштейн, Л.Ф. Яроцинский предлагали реорганизовать приют общества "Милосердие" во временную станцию для розыскания детям кормилиц, организовать в городе молочно-питательные станции по примеру петербургских, которые назывались там "Капля молока", ясли-приюты и детские консультации, а также отдел "Всероссийского союза борьбы с детской смертностью".

В сочетании с санитарно-профилактическими мерами, предпринятыми благотворительным общественными организациями, органами городского самоуправления, а также земскими врачами и фельдшерицами, удалось несколько снизить смертность детей в воспитательных домах, но все же ее уровень оставался достаточно высоким. Кроме того, увеличилась смертность детей в деревнях, где от "заносимых болезней и уменьшения питания" умирали и "подкидышы", и младенцы кормилиц.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Понятие о формах теоретического и производственного обучения
В общеобразовательных школах, СПТУ и средних специальных учебных заведениях применяются урочная и внеурочная формы организации обучения, в каждой из которых используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной работы с учащимся. Все они в советской школе имеют коллективист ...

Игра как средство профессионального обучения психологии
Принято считать, что игра как форма профессионального обучения появилась в 80-х годах ХХ века в США в школах бизнеса. Однако первая игра на тему «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» была разработана Ленинградской промышленной академией им. С.М. Кирова дл ...

Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): 1 Общепрофессиональными компетенциями: - способностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-2 ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru