Организация и проблемы в деятельности воспитательных домов в Белоруссии в конце ХVII - ХIХ в.в

Образование и воспитание » Организация и проблемы деятельности воспитательных домов, детских приютов в Белоруссии » Организация и проблемы в деятельности воспитательных домов в Белоруссии в конце ХVII - ХIХ в.в

Страница 3

Все же недооценивать сегодня значение позитивного опыта, накопленного в воспитательных домах Беларуси, было бы опрометчиво. Вопросы социальной помощи брошеным детям сегодня, как и 100 лет назад, стоят не менее остро, особенно в последние годы, в условиях прогрессирующего роста феномена социального сиротства. Может быть есть все-таки смысл обратится к истокам?! Кроме того, следует учитывать, что в Вильно и Минске подросших "подкидышей" обучали и воспитывали по передовым методикам того времени. С 7 лет дети обучались грамоте по программам начальной школы, с 13-14 - различным ремеслам: сапожному, швейному, столярному, переплетному и типографскому. По конкурсу привлекались высококлассные, хорошо оплачиваемые мастера и опытные педагоги. Мастерские при воспитательных домах изготавливали изделия в основном на продажу, а вырученные деньги расходовались на улучшение условий жизни воспитанников.

Мальчики призревались до 18, девочки - до 16 лет. По выпуску они получали выходное пособие, комплекты инструментов и одежду. Направляющихся на постоянное место жительства в сельскую местность наделяли землей, выдавали средства на первоначальное обзаведение хозяйством и семена для посева на первый год. Девушки при выходе замуж получали от казны 25 руб. на приданое. Воспитательные дома заботились о трудоустройстве выпускников, в некоторых случаях оказывали необходимую помощь в поисках жилья, в течение нескольких лет осуществляли патронаж.

Следует отметить, что на Беларуси в так называемых заведениях закрытого типа, куда относились и приюты, свыше 80% воспитанников, по подсчетам автора, составляли сироты и полусироты. Большинство из них находилось на полном обеспечении, обучались грамоте по программам народных училищ, а также корзиночному и сапожному ремеслам. Свыше 75% детей в этих приютах составляли так называемые "приходящие". К ним относили детей, которые состояли на полном или частичном обеспечении приюта, но ночевали у своих родственников или обедневших родителей. В виленских приютах, например, "приходящие проводят время с 8 часов утра и до 7 вечера, и получают здесь пищу, а имеющие соответствующий для этого возраст, и обучение".

Дети принимались в приюты по решению Опекунского совета на основании заявления с приложением справки о бедственном материальном положении просителя, выданной местным участковым попечительством или одним из членов Опекунского совета.

Участковые попечительства имело каждое крупное благотворительное общество. Так, Витебское общество попечения о детях разделило город на 13 попечительств, для работы в которых Опекунский совет выделял попечительниц. В обязанности последних входило обследование участка, выявление неблагополучных в социально-экономическом плане семей, организация и проведение сбора пожертвований на нужды общества, оказание различных видов помощи нуждающимся детям, мероприятия по их оздоровлению и т.д. За 1903 г. Витебское общество вне подведомственного ему приюта оказало помощь 101 ребенку.

Попечительства детских приютов на Беларуси были в каждом губернском городе. Они подчинялись старейшему в России Ведомству учреждений императрицы Марии (1796) - одному из четырех самых крупных квазигосударственных благотворительных обществ, находившихся под эгидой императорской семьи.

Каждый приют имел свой Устав, а в общих вопросах руководствовался "Положением о детских приютах" Комитета главного попечительства детских приютов Мариинского ведомства. Положение было впервые издано в 1839 г. и затем неоднократно переиздавалось с изменениями и дополнениями. Наряду с организационными вопросами в нем отражены и цели детских приютов: "сохранить или поправить здоровье детей-сирот достаточным питанием и внимательным уходом, обучить грамоте, воспитывать любовь к труду, порядку, послушанию, утвердить нравственное чувство; обучить какому-либо мастерству или определить в другое училище, мастерскую или место службы по выходе из приюта; . оказать помощь крайне бедным родителям и воспитателям в поднятии и обучении сирот .". В итоге ставилась цель "снарядить детей по возможности лучшим моральным и профессиональным оружием для предстоящей им в жизни борьбы за существование ., занять то место, которое им принадлежит по их индивидуальности".

Мальчики, выдержавшие экзамен по конкурсу начальных училищ, пользовались льготой 1У разряда при отбывании воинской повинности, наиболее способным из них приюты обеспечивали возможность бесплатного обучения в гимназиях и других средних учебных заведениях. Некоторые из воспитанниц приютов получали звание "народных и домашних учительниц".

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Инновационные типы уроков литературы
Урок был и остается основной формой обучения и воспитания школьников. У него есть организационные, методические, педагогические, психологические, гигиенические и в нашем случае литературоведческие аспекты. Отсюда своеобразность подготовки к уроку зависит от его типа и вида. Современная методика и п ...

Интерьер кабинета иностранного языка
Проводимые в последние годы проверки образовательных учреждений выявили отсутствие единой системы оформления и оборудования школьных кабинетов, в том числе и кабинетов иностранных языков. Обычно подходя к кабинету иностранного языка в любой школе и в любом городе можно заранее предположить, как он ...

Диагностика наличия основных показателей к переходу в среднюю школу у воспитанников учреждения интернатного типа
В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста детского дома-лицея им. Х.М. Совмена (8 человек). В этом детском доме дети живут в группах по 8 человек, и мы работали с детьми одной группой. Мы выделили следующие критерии готовности к переходу в среднюю школу: наличие учебно-позна ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru