Организация и проблемы в деятельности воспитательных домов в Белоруссии в конце ХVII - ХIХ в.в

Образование и воспитание » Организация и проблемы деятельности воспитательных домов, детских приютов в Белоруссии » Организация и проблемы в деятельности воспитательных домов в Белоруссии в конце ХVII - ХIХ в.в

Страница 4

Условия содержания и обучения детей в приютах Мариинского ведомства были несколько лучше, чем в приютах, принадлежащих другим ведомствам и организациям. Учебная и воспитательная часть в них была "поставлена лучше, и ремесла идут лучше, и вообще, отношения заведующих приютов к детям как-то сердечнее".

Пожалуй самым крупным благотворительным обществом на Беларуси была состоящая под покровительством Мариинского ведомства Виленская "Доброхотная копейка". Основанное в 1868 г. супругой бывшего виленского генерал-губернатора Е.В. Потаповой для оказания благотворительной помощи нуждающимся детям и взрослым, это общество насчитывало к концу столетия 130 членов и содержало, кроме нескольких заведений для взрослых, 5 заведений для детей. Среди них сиротское отделение Дома милосердия (1873) на 16 мальчиков, и Шостаковское сиротское отделение для девочек (1885), в которой призревалось 20 девочек.

Мальчики, преимущественно дети жителей Вильно христианского вероисповедания (у иудеев были свои приюты), принимались в приют с 5 и воспитывались до 12 лет, состояли на полном содержании, овладевали азами грамоты и переплетного дела, после чего устраивались в переплетные мастерские города. Девочки, преимущественно дети бедных матерей или круглые сироты, обучались грамоте по программе двухклассного народного училища, кройке, шитью (могли шить на себя одежду) и ведению домашнего хозяйства. Поступали они в приют или через полицию, или по прошениям

Примерно по такой же программе обучались воспитанники Минского губернского попечительства детских приютов. В Минском детском приюте в 1900 г. находилось 56 мальчиков и девочек в возрасте 4 - 14 лет. В 1899 г. попечительница приюта княгиня Е.А. Трубецкая открыла при нем швейную мастерскую. Это во многом предопределило профориентацию приютских девочек, которые в мастерской шили на заказ дамские платья, белье и одежду для воспитанников. Вырученные деньги распределялись между преподавателями и старшими девочками. Последним открывались вклады на сберегательных книжках.

Детские приюты, как и большинство других благотворительных заведений, были переполнены, постоянно испытывали недостаток средств и поддерживали свое существование в основном за счет коробочных (кружечных) сборов и пожертвований филантропов. Дотации государственных и муниципальных органов, а позднее и земств, были весьма незначительны.

Однако, значение детских приютов в деле профессионального образования на Беларуси трудно переоценить. Там призреваемые дети были на полном содержании, обучались грамоте и ремеслам.

Страницы: 1 2 3 4 

Полезная информация:

Общие функции языка в публицистическом стиле
Коммуникативная функция является главной функцией языка и проявляется во всех его формах. Поскольку публицистический стиль функционирует в сфере взаимоотношений между различными общественными группами, роль данного стиля в поддержке общественной коммуникации огромна. Коммуникативность публицистичес ...

Методика изучения площадей фигур в курсе геометрии средней школы
В теме «Площади фигур» наблюдается синтез традиционно-синтетического и аналитического методов. Изучаемые здесь факты носят аналитический характер (например площадь треугольника), а доказательства основаны на применении традиционно-синтетического метода. При изучении темы «Площади фигур» используетс ...

Краткая характеристика общего недоразвития речи у детей
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru