Организация и проблемы в деятельности воспитательных домов в Белоруссии в конце ХVII - ХIХ в.в

Образование и воспитание » Организация и проблемы деятельности воспитательных домов, детских приютов в Белоруссии » Организация и проблемы в деятельности воспитательных домов в Белоруссии в конце ХVII - ХIХ в.в

Страница 4

Условия содержания и обучения детей в приютах Мариинского ведомства были несколько лучше, чем в приютах, принадлежащих другим ведомствам и организациям. Учебная и воспитательная часть в них была "поставлена лучше, и ремесла идут лучше, и вообще, отношения заведующих приютов к детям как-то сердечнее".

Пожалуй самым крупным благотворительным обществом на Беларуси была состоящая под покровительством Мариинского ведомства Виленская "Доброхотная копейка". Основанное в 1868 г. супругой бывшего виленского генерал-губернатора Е.В. Потаповой для оказания благотворительной помощи нуждающимся детям и взрослым, это общество насчитывало к концу столетия 130 членов и содержало, кроме нескольких заведений для взрослых, 5 заведений для детей. Среди них сиротское отделение Дома милосердия (1873) на 16 мальчиков, и Шостаковское сиротское отделение для девочек (1885), в которой призревалось 20 девочек.

Мальчики, преимущественно дети жителей Вильно христианского вероисповедания (у иудеев были свои приюты), принимались в приют с 5 и воспитывались до 12 лет, состояли на полном содержании, овладевали азами грамоты и переплетного дела, после чего устраивались в переплетные мастерские города. Девочки, преимущественно дети бедных матерей или круглые сироты, обучались грамоте по программе двухклассного народного училища, кройке, шитью (могли шить на себя одежду) и ведению домашнего хозяйства. Поступали они в приют или через полицию, или по прошениям

Примерно по такой же программе обучались воспитанники Минского губернского попечительства детских приютов. В Минском детском приюте в 1900 г. находилось 56 мальчиков и девочек в возрасте 4 - 14 лет. В 1899 г. попечительница приюта княгиня Е.А. Трубецкая открыла при нем швейную мастерскую. Это во многом предопределило профориентацию приютских девочек, которые в мастерской шили на заказ дамские платья, белье и одежду для воспитанников. Вырученные деньги распределялись между преподавателями и старшими девочками. Последним открывались вклады на сберегательных книжках.

Детские приюты, как и большинство других благотворительных заведений, были переполнены, постоянно испытывали недостаток средств и поддерживали свое существование в основном за счет коробочных (кружечных) сборов и пожертвований филантропов. Дотации государственных и муниципальных органов, а позднее и земств, были весьма незначительны.

Однако, значение детских приютов в деле профессионального образования на Беларуси трудно переоценить. Там призреваемые дети были на полном содержании, обучались грамоте и ремеслам.

Страницы: 1 2 3 4 

Полезная информация:

Методика подготовки к территориальному чемпионату России
Общеизвестно, что современные достижения невозможны без применения больших нагрузок. Но они дают эффект только в том случае, если чередуются с малыми и средними, создавая тем самым условия для сверх восстановления организма после больших нагрузок. Спортсменам высших спортивных разрядов рекомендуетс ...

Упражнения, развивающие навыки чтения
Упражнения развивающие навыки чтения: 1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения; 2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения; 3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память; 4) упражнения, развивающие гибк ...

Направления и особенности работы библиотек с детьми и подростками
Параграф призван характеризовать работу библиотек области с детьми и подростками, ее особенности и специфику. На 1.01.2005 года детское население Пермской области обслуживали: Пермская областная детская библиотека им.Л.И. Кузьмина, 40 центральных детских библиотек, 41 специализированный детский фил ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru