Направление логопедической работы по развитию фонематической системы дошкольников с ОНР

Образование и воспитание » Состояние фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи » Направление логопедической работы по развитию фонематической системы дошкольников с ОНР

Страница 1

Сравнительный анализ особенностей фонематического восприятия у дошкольников с ОНР и с нормальной речью, проведенный в III главе исследования, показал, что у детей с ОНР недостаточно сформирована фонематическая система. Наиболее трудными для них оказались задания на фонематический синтез и фонематические представления. Также у дошкольников с ОНР наблюдаются нарушения звукопроизношения.

Таким образом, основываясь на анализе исследования, были определены направления коррекционной работы.

Коррекционный процесс по формированию фонематической системы строится с учетом общедидактических и специфических принципов обучения:

– учет закономерностей онтогенеза;

– учет ведущей деятельности;

– учет индивидуальных особенностей ребенка;

– воздействие на микросоциальное окружение.

Основополагающим принципом является положение о том, что формирование речи осуществляется в определенной последовательности – от конкретных значений к более абстрактным путем решения речемыслительных задач. На начальных этапах коррекции большое значение придается принципу взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

Преодоление общего недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой. Успешность ее разработки тесно связана с вопросом дифференциального диагноза данной формы речевой патологии. Знание логопедом основ медикаментозного лечения общего недоразвития речи, несомненно, будет способствовать повышению эффективности логопедической работы. При этом логопеду ни в коем случае не следует стремиться к постановке клинического диагноза и тем более к даче рекомендаций по лечению; его задачей является квалифицированная педагогическая диагностика уровня речевого развития и разработка содержания и методов поэтапного логопедического воздействия.

Для учителя-логопеда важным является изучение условий воспитания ребенка в семье. Хорошо изучить анамнез. Если ребенок посещает детское дошкольное учреждение, провести беседу с воспитателями. Направить работу логопеду на основе существующих методик как Волковой Г.А., Лопатиной Л.В., Филичевой Т.Б., Серебряковой Н.В.

Наиболее трудными для дошкольников с ОНР оказываются задания на фонематический синтез и фонематические представления. Также наблюдаются нарушения звукопроизношения.

Осуществляя коррекционное обучение детей формированию фонематической системы, необходимо учитывать:

– современные представления о многоуровневой структуре процесса восприятия речи (Жинкин Н.И., Зимняя И.А.) – процесс восприятия речи включает такие уровни, как сенсорный, перцептивный, языковой, смысловой, Функционирование каждого последующего уровня основывается на результатах анализа речевого воздействия предыдущего уровня. При этом на более высоких уровнях осуществляется сжатое описание сообщения, но по более существенным признакам. В процессе восприятия речи можно выделить ступени собственно слухового восприятия (долингвистическое) и лингвистические ступени. Конечным звеном лингвистических ступеней является расшифровка смысла речевого сообщения;

– научные данные об этапах развития фонематических функций в онтогенезе – основываясь на закономерностях формирования фонематических функций в онтогенезе, работа по развитию фонематической системы, анализа и синтеза ведется в определенной последовательности

В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа. С этой целью используются сохранные звуки, при произношении которых дети чаще всего не испытывают артикуляционных затруднений. Занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова обязательно проводятся на звуках, правильно произносимых детьми. Затем в определенной последовательности включаются поставленные к этому времени звуки. На всех этапах обучения большое внимание уделяется дифференциации звуков. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации)

На основании уточенных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т.е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Условия эффективного формирования здорового образа жизни
Нами выделены следующие социально-педагогические условия формирования здорового образа жизни у подростков в общеобразовательной школе: во-первых, создание благоприятного психологического климата среди подростков; во-вторых, создание активной творческой обстановки подростков; в-третьих, пропаганда з ...

Двигательная активность – фактор формирования здорового образа жизни
Здоровый образ жизни - это осознанное в своей необходимости постоянное выполнение человеком гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья как основы высокой продолжительной работоспособности, сочетающееся с разумным отношением к окружающей природной и социаль ...

Анализ результатов исследования роли ДОУ в формировании здорового образа жизни старших дошкольников
Для коррекции уровня сформированности основ здорового образа жизни старших дошкольников был предложен комплекс игр-упражнений. Для достижения положительной динамики в процессе формирования основ здорового образа жизни старших дошкольников работа проводилась систематически ежедневно, как и предусмот ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru