Направление логопедической работы по развитию фонематической системы дошкольников с ОНР

Образование и воспитание » Состояние фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи » Направление логопедической работы по развитию фонематической системы дошкольников с ОНР

Страница 4

Содержание первого этапа коррекционной работы

На этом этапе работы осуществляется уточнение артикуляторного и акустического образа правильно произносимых звуков. В начале обучения чаще всего это следующие звуки: гласные а, о, у, э, и; согласные п, к, х ф, в, н, м в мягком и твердом звучании, звук л в мягком звучании, звук т – в твердом звучании, звук й. Позднее включаются те звуки, которые неправильно произносятся лишь небольшим количеством детей и постановка которых обычно не отнимает много времени (к, л, х и др.) и только в самом конце первого этапа проходится трудный для произношения, часто требующий длительного времени для постановки звук с.

С первых занятий начинается сравнение гласных звуков на слух, а несколько позднее и по артикуляции. Правильно произносимые глухие согласные п, т, к на слух уже в этот период сравниваются со звонкими б, д, г;

При прохождении мягкого звука л дети впервые на слух сравнивают мягкие и твердые звучания (ль – л)

Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, сознательная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различию звуков, Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук на слух даже в том случае, если ребенок самостоятельно этот звук произносить еще не может. Концепция внимания детей на звуковой стороне языка, на отрабатываемых звуках воспитывает активность и осознанность фонематического восприятия.

На индивидуальных занятиях этого периода логопед большую часть времени занимается постановкой звуков. В первую очередь он заботится о том, чтобы дети правильно произносили те звуки, которые проходятся на первом этапе обучения. Наряду с этим начинается постановка наиболее трудных для произнесения звуков. Так, рекомендуется на первых же занятиях начать постановку звука р.

При планировании занятий первого этапа обучения всегда ставится двойная цель: во-первых, указывается, какие звуки предполагается закрепить и дифференцировать, во-вторых, какие формы звукового анализа буду закрепляться или вновь усваиваться детьми. Следовательно, подбирая конкретный материал того или иного занятия, логопед обязательно включает упражнения, направленные на закрепление произносительных навыков, на развитие слухового восприятия, на анализ и синтез звукового состава слова.

Содержание второго этапа коррекционного обучения

За этот период проходится большинство наиболее трудных для произношения и различия звуков с, сь, з, зь, ц, б, д, г, л, ш, ж, р.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков. Звуки дифференцируюся по следующим признакам: глухие и звонкие (с-з, п-б, т-д, к-г, ш-з), свистящие и шипящие (с-ш, з-ж), фрикативные и аффрикаты (с-ц), сонорные р и л, мягкие и твердые (с-сь, з-зь).

Дифференциация артикуляционно близких звуков проводится тогда, когда эти звуки произносятся ребенком правильно в отдельных словах, а в связанной речи смешиваются. Для выработки точных дифференцировок смешиваемых звуков существуют специальные, постепенно усложняющиеся упражнения не противопостановление близких звуков.

Каждое задание на втором этапе обучения включаются упражнения, направленные на анализ и синтез звукового состава слов. Зрительной опорой служит схема слова, выложенная из полосок бумаги (длинной полоской обозначается слово, более короткими – слоги, кружочками – звуки). Схема слова усложняется постепенно. Вначале в схеме обозначается только слово и количество слогов, затем дается полная схема односложного слова типа «мак», двусложного типа «зубы», еще позднее дети учатся анализировать слова со стечением согласных (типа «школа», «стол»). Для анализа всегда подбираются слова, включающие изучаемые в это время звуки.

Содержание третьего этапа коррекционного обучения

На этом этапе изучаются звуки ч, щ, дифференцируются т-ч, щ-ш.

Одновременно идет окончательное закрепление в самостоятельной речи всех поставленных ранее звуков. Теперь наряду с закреплением всех полученных навыков, перед ребенком ставится новая задача: он овладевает буквами, слиянием этих букв слоги и слова.

В результате коррекционного обучения дети должны овладеть следующими знаниями и навыками:

– уметь произносить и различать между собой все звуки речи (все гласные, взрывные и фрикативные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и свистящие);

– правильно употреблять все звуки в самостоятельной речи;

– определить место любого звука в указанных ранее типах слов;

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Педагогическая проблемная ситуация
Рассмотрение педагогического мастерства преподавателя невозможно осуществить вне деятельностного контекста. Педагогическую деятельность, с одной стороны, можно определить как «совокупность социально значимых действий по подготовке и включению индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, п ...

Закономерности педагогического процесса
Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы; принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность. Закономерности педагогического процесса – это объектив ...

Пути реализации межпредметных связей на уроках иностранного языка
Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя иностранного языка. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителями химии, физики, пос ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru