Направление логопедической работы по развитию фонематической системы дошкольников с ОНР

Образование и воспитание » Состояние фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи » Направление логопедической работы по развитию фонематической системы дошкольников с ОНР

Страница 3

Очень большое значение придается дифференциации звуков. Обычно, когда говорят о дифференциации звуков, имеется в виду тот последний этап логопедической работы, когда после отработки двух парных звуков дети упражняются в произнесении того и другого звука в слогах, словах и предложениях. Целесообразно дифференциацию звуков начинать гораздо раньше. Как только дети научились правильно артикулировать какой-либо звук, его можно сравнить на слух с любыми звуками речи – это и будет первый этап работы над дифференциацией. Для сравнения подбираются звуки, отличающиеся от звучаемого каким-либо одним признаком; так, например, звук с можно сравнить со звуками з, ц, ш.

С целью различия звуков на слух проводятся примерно такие упражнения: логопед произносит ряд слогов (са, ца, та, са, за, ся, са). Детям предлагается внимательно слушать и поднимать руку, когда логопед произносит слог са. Аналогичное упражнение, но более трудное проводится на выделение звука из начала слова, т.е. предлагается поднимать руку в тех случаях, если сказанное логопедом слово начинается на звук с. Даются примерно такие слова: танк, цапля, зайка, суп, шапка и т.д.

Позднее по мере отработки звуков з, ц, ш производятся упражнения по дифференциации с от этих звуков не только на слух, но и произношении – это и будет второй этап работы. Такая последовательность работы позволяет

Очень рано включать упражнения по различению звуков на слух, что во-первых, способствует появлению в речи детей до сих пор отсутствующих звуков, во-вторых, значительно облегчает второй этап работы над звуками, т.е. дифференцировку звуков в произношении. Благодаря развивающемуся слуховому контролю этот второй этап завершается значительно быстрее.

С самого начала обучения овладения фонетикой опирается на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Заострение внимания детей на звуковом составе слова способствует тому, что при правильном произнесении какого либо слова ребенок быстро обнаруживает свою ошибку и немедленно ее исправляет. На данном этапе работы единицей изучения является звук – его артикуляция, звучание, отличие от других звуков, место его в слове. Зрительной опорой в это время служит артикуляция. Вначале в связи с уточнением артикуляции некоторых гласных звуков и различием их на слух, детям предлагается выделять первым ударный гласный из слов типа

Алик, улитка. В то же время дети узнают, что звуки могут иметь определенную последовательность (если мы сказали а и у, здесь два звука – первый а, второй у; а в сочетании а, и, у – три звука) . (Л.Г. Парамонова

Затем дети выделяют согласный звук из обратного слога и находят последний согласный в словах, оканчивающихся на звуки т, к, п, х.

Еще позднее дети учатся выделять гласный из положения после согласного, анализировать прямой слог или выделять первый и второй звук в словах, начинающихся на твердый согласный звук. В результате такой подготовки детям становится доступным анализ односложных слов типа суп.

Затем дети знакомятся с членением слов на слоги, переходят к полному звуко-слоговому анализу слов типа суп или зубы. В качестве зрительной опоры на этом этапе обучения дается схема слова.

Коррекционная работа проводится поэтапно.

Содержание подготовительного этапа коррекционной работы

На подготовительном этапе работа начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Фрагмент занятия.

Развитие слухового внимания

– Закройте глаза. Начинаем слушать спокойно звуки.

Проводится игра «Молчанка»

– Что вы слышали? (дети называют – резание бумаги, постукивание молотком, шум дождя и т.д.)

Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки (логопед демонстрирует)

Продолжается игра «Узнай по звуку» (логопед проводит разные шумы за ширмой, дети определяют, какому предмету принадлежит звук)

Аналогичные игры проводятся с музыкальными инструментами (бубен, дудка, колокольчик)

Также на этом этапе коррекционной работы необходимо использовать игры и задания на определение направления источника звука. Например, «Где позвонили?» В предлагаемых играх и заданиях у детей воспитывается слуховое внимание.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Игровые технологии
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. Функции игры Развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес)Коммуникативная Функция самореализации ...

Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в отечественной психологии
Советскими психологами проведен ряд исследований по истории отечественной психологии (Ананьев, 1945, 1947; Теплов, 1945, 1948; Рубинштейн, 1955; Костюк, 1952, 1954, 1955; Соколов, 1957, и др.). Исследователи, с одной стороны, единодушно указывают на неразрывную связь развития психологической науки ...

Трудности логопедической работы
Одной из важнейших задач коррекционной педагогики на современном этапе ее развития является совершенствование логопедической работы, направленной на определение путей и способов эффективного преодоления нарушений грамматического строя при общем недоразвитии речи, на формирование функции словоизмене ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru