Направление логопедической работы по развитию фонематической системы дошкольников с ОНР

Образование и воспитание » Состояние фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи » Направление логопедической работы по развитию фонематической системы дошкольников с ОНР

Страница 3

Очень большое значение придается дифференциации звуков. Обычно, когда говорят о дифференциации звуков, имеется в виду тот последний этап логопедической работы, когда после отработки двух парных звуков дети упражняются в произнесении того и другого звука в слогах, словах и предложениях. Целесообразно дифференциацию звуков начинать гораздо раньше. Как только дети научились правильно артикулировать какой-либо звук, его можно сравнить на слух с любыми звуками речи – это и будет первый этап работы над дифференциацией. Для сравнения подбираются звуки, отличающиеся от звучаемого каким-либо одним признаком; так, например, звук с можно сравнить со звуками з, ц, ш.

С целью различия звуков на слух проводятся примерно такие упражнения: логопед произносит ряд слогов (са, ца, та, са, за, ся, са). Детям предлагается внимательно слушать и поднимать руку, когда логопед произносит слог са. Аналогичное упражнение, но более трудное проводится на выделение звука из начала слова, т.е. предлагается поднимать руку в тех случаях, если сказанное логопедом слово начинается на звук с. Даются примерно такие слова: танк, цапля, зайка, суп, шапка и т.д.

Позднее по мере отработки звуков з, ц, ш производятся упражнения по дифференциации с от этих звуков не только на слух, но и произношении – это и будет второй этап работы. Такая последовательность работы позволяет

Очень рано включать упражнения по различению звуков на слух, что во-первых, способствует появлению в речи детей до сих пор отсутствующих звуков, во-вторых, значительно облегчает второй этап работы над звуками, т.е. дифференцировку звуков в произношении. Благодаря развивающемуся слуховому контролю этот второй этап завершается значительно быстрее.

С самого начала обучения овладения фонетикой опирается на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Заострение внимания детей на звуковом составе слова способствует тому, что при правильном произнесении какого либо слова ребенок быстро обнаруживает свою ошибку и немедленно ее исправляет. На данном этапе работы единицей изучения является звук – его артикуляция, звучание, отличие от других звуков, место его в слове. Зрительной опорой в это время служит артикуляция. Вначале в связи с уточнением артикуляции некоторых гласных звуков и различием их на слух, детям предлагается выделять первым ударный гласный из слов типа

Алик, улитка. В то же время дети узнают, что звуки могут иметь определенную последовательность (если мы сказали а и у, здесь два звука – первый а, второй у; а в сочетании а, и, у – три звука) . (Л.Г. Парамонова

Затем дети выделяют согласный звук из обратного слога и находят последний согласный в словах, оканчивающихся на звуки т, к, п, х.

Еще позднее дети учатся выделять гласный из положения после согласного, анализировать прямой слог или выделять первый и второй звук в словах, начинающихся на твердый согласный звук. В результате такой подготовки детям становится доступным анализ односложных слов типа суп.

Затем дети знакомятся с членением слов на слоги, переходят к полному звуко-слоговому анализу слов типа суп или зубы. В качестве зрительной опоры на этом этапе обучения дается схема слова.

Коррекционная работа проводится поэтапно.

Содержание подготовительного этапа коррекционной работы

На подготовительном этапе работа начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Фрагмент занятия.

Развитие слухового внимания

– Закройте глаза. Начинаем слушать спокойно звуки.

Проводится игра «Молчанка»

– Что вы слышали? (дети называют – резание бумаги, постукивание молотком, шум дождя и т.д.)

Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки (логопед демонстрирует)

Продолжается игра «Узнай по звуку» (логопед проводит разные шумы за ширмой, дети определяют, какому предмету принадлежит звук)

Аналогичные игры проводятся с музыкальными инструментами (бубен, дудка, колокольчик)

Также на этом этапе коррекционной работы необходимо использовать игры и задания на определение направления источника звука. Например, «Где позвонили?» В предлагаемых играх и заданиях у детей воспитывается слуховое внимание.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Обучение и научная деятельность
Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) родился в Германии, которая была в это время отсталым, раздробленным государством, оплотом реакции против буржуазных революций. Гербарт получил образование сначала в латинской классической школе, а затем в Иенском университете. Он ознакомился с учениями представит ...

Сущность дидактической игры как средства обучения, её функции
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удово ...

Цель, задачи, организация и методика исследования нарушений речи
В процессе исследования была выделена следующая цель: исследование особенностей речевой патологии у детей детских домов и детей, обучающихся в общеобразовательной школе. Для достижения этой цели в процессе исследования решались следующие задачи: 1. Изучение логопедической, психологической, психолин ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru