Содержание и методика проведения формирующего эксперимента

Образование и воспитание » Формирование морфологической стороны речи у детей средней группы ДОУ » Содержание и методика проведения формирующего эксперимента

Страница 1

Выявив особенности усвоения детьми морфологической стороны речи, перешли к формирующему эксперименту, цель которого - закрепить навыки, усвоенных детьми, морфологических категорий, исправить пробелы в усвоении детьми некоторых грамматических конструкций в речи детей.

Группа детей была разделена на две подгруппы: контрольную и экспериментальную.

Для детей экспериментальной подгруппы были подобраны дидактические игры и упражнения на формирование морфологической стороны речи, которые проводились во второй половине дня вне занятий. Они, в свою очередь в большей части, проводились с игрушками.

Игрушка даёт возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит), называть качества (цвет, форму, числовые соотношения).

С целью понимания и правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, за, на, около, под) была использована игра "Что изменилось?". В начале детям предлагалось усадить куклу за стол, под стол, около стола. Затем, место положения куклы менялось, а дети отгадывали, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово "стол".

2. Для усвоения форм родительного падежа множественного числа существительных, детям была предложена игра "Угадай, чего не стало?". Детям предлагалось несколько предметов. После рассматривания их, дети отвечали на вопрос чего не стало:

Это вилки, мячи, кукла, чашки, ложки.

Чего не стало? (вилок, чашек, ложек, мячей и т.д.).

Для усвоения предлогов и падежей проводится игра "Прятки". В этой игре кукла Маша ищет детей, а когда находит, то говорит: - "Я нашла Юру под столом", выделяя при этом голосом предлоги и окончания. После этого дети отгадывали, куда спряталась Маша.

На родовую принадлежность предлагалась игра "Волшебный мешочек". Дети рассматривали такие игрушки, как ведро, яйцо, яблоко, мячик, лягушку, зайчика. После того, как они доставали игрушки из "волшебного мешочка", они отвечали на вопросы: - Что это?

- Какой мячик?

- Какое яблоко? И т.д.

Затем игра усложнялась. Далее дети должны были по описанию отгадать предмет.

5. Для закрепления в речи форм глаголов эффективны игры - драматизации. В игре - драматизации "Что делает кукла?", детям было предложено изменить глагол по временам и поставить его в повелительное наклонение.

После проведения всех дидактических игр и лексических упражнений с экспериментальной подгруппой, всем детям группы среднего дошкольного возраста были предложены контрольные задания на выявление результативности проведённой работы.

Было предложено фронтальное занятие, которое включило в себя все исследуемые компоненты морфологической стороны речи. Тема занятия "Чаепитие у куклы Лены".

На этом занятии были использованы задания, игры, игровые моменты на выявление сформировавшихся навыков морфологических категорий. Детям предлагалось ответить на ряд вопросов куклы Лены.

После проведения занятия результаты были занесены в таблицу.

Эти результаты показали, что дети экспериментальной подгруппы усвоили грамматические категории, а дети контрольной подгруппы не дали динамику в усвоении грамматической формы морфологической стороны речи.

Формирование речи в дошкольном возрасте - одна из серьёзнейших задач воспитания.

Речь - одна из основных форм развития мышления, познания, психических свойств личности, а также его всестороннего развития.

Морфологическая сторона речи - одна из основных форм развития речи ребёнка, так как отношения и связь окружающей действительности выражаются в грамматических категориях.

Овладение правильной речью оказывает на ребёнка огромное влияние. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Осваивая правильную речь, дети познают категории и законы морфологии в практике живой речи и в играх.

Так как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста - игра, то гипотеза выпускной квалификационной работы была выдвинута на использование в речевой работе дидактических игр и упражнений, способствующих более глубокому и осознанному усвоению детьми среднего дошкольного возраста морфологической стороны речи.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Психологические особенности начального этапа обучения
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6 7 до 10 — 11 лет (I — IV классы школы). Границы этого возраста могут сужаться и расширяться также в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют развитие, а менее совершенные замедляют его. ...

Изучение организационно-педагогических условий культурно-досуговой деятельности, способствующих проявлению и развитию социальной компетентности студента
В данной главе мы будем проверять выдвинутую нами гипотезу, а именно: организационно-педагогические условия культурно-досуговой деятельности в вузе, построенные по критериям развивающей среды влияют на проявление и развитие социальной компетентности студента. Исследование проводилось в 2003-2005 го ...

Содержание образования
Социальная функция образования - обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта предшественников, которая выражается в форме материальной и духовной культуры. Содержание образования - один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Оно включает в себя общее развитие и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru