Содержание и методика проведения формирующего эксперимента

Образование и воспитание » Формирование морфологической стороны речи у детей средней группы ДОУ » Содержание и методика проведения формирующего эксперимента

Страница 1

Выявив особенности усвоения детьми морфологической стороны речи, перешли к формирующему эксперименту, цель которого - закрепить навыки, усвоенных детьми, морфологических категорий, исправить пробелы в усвоении детьми некоторых грамматических конструкций в речи детей.

Группа детей была разделена на две подгруппы: контрольную и экспериментальную.

Для детей экспериментальной подгруппы были подобраны дидактические игры и упражнения на формирование морфологической стороны речи, которые проводились во второй половине дня вне занятий. Они, в свою очередь в большей части, проводились с игрушками.

Игрушка даёт возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит), называть качества (цвет, форму, числовые соотношения).

С целью понимания и правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, за, на, около, под) была использована игра "Что изменилось?". В начале детям предлагалось усадить куклу за стол, под стол, около стола. Затем, место положения куклы менялось, а дети отгадывали, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово "стол".

2. Для усвоения форм родительного падежа множественного числа существительных, детям была предложена игра "Угадай, чего не стало?". Детям предлагалось несколько предметов. После рассматривания их, дети отвечали на вопрос чего не стало:

Это вилки, мячи, кукла, чашки, ложки.

Чего не стало? (вилок, чашек, ложек, мячей и т.д.).

Для усвоения предлогов и падежей проводится игра "Прятки". В этой игре кукла Маша ищет детей, а когда находит, то говорит: - "Я нашла Юру под столом", выделяя при этом голосом предлоги и окончания. После этого дети отгадывали, куда спряталась Маша.

На родовую принадлежность предлагалась игра "Волшебный мешочек". Дети рассматривали такие игрушки, как ведро, яйцо, яблоко, мячик, лягушку, зайчика. После того, как они доставали игрушки из "волшебного мешочка", они отвечали на вопросы: - Что это?

- Какой мячик?

- Какое яблоко? И т.д.

Затем игра усложнялась. Далее дети должны были по описанию отгадать предмет.

5. Для закрепления в речи форм глаголов эффективны игры - драматизации. В игре - драматизации "Что делает кукла?", детям было предложено изменить глагол по временам и поставить его в повелительное наклонение.

После проведения всех дидактических игр и лексических упражнений с экспериментальной подгруппой, всем детям группы среднего дошкольного возраста были предложены контрольные задания на выявление результативности проведённой работы.

Было предложено фронтальное занятие, которое включило в себя все исследуемые компоненты морфологической стороны речи. Тема занятия "Чаепитие у куклы Лены".

На этом занятии были использованы задания, игры, игровые моменты на выявление сформировавшихся навыков морфологических категорий. Детям предлагалось ответить на ряд вопросов куклы Лены.

После проведения занятия результаты были занесены в таблицу.

Эти результаты показали, что дети экспериментальной подгруппы усвоили грамматические категории, а дети контрольной подгруппы не дали динамику в усвоении грамматической формы морфологической стороны речи.

Формирование речи в дошкольном возрасте - одна из серьёзнейших задач воспитания.

Речь - одна из основных форм развития мышления, познания, психических свойств личности, а также его всестороннего развития.

Морфологическая сторона речи - одна из основных форм развития речи ребёнка, так как отношения и связь окружающей действительности выражаются в грамматических категориях.

Овладение правильной речью оказывает на ребёнка огромное влияние. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Осваивая правильную речь, дети познают категории и законы морфологии в практике живой речи и в играх.

Так как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста - игра, то гипотеза выпускной квалификационной работы была выдвинута на использование в речевой работе дидактических игр и упражнений, способствующих более глубокому и осознанному усвоению детьми среднего дошкольного возраста морфологической стороны речи.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Определение уровней общих и специальных трудовых умений детей средней группы дошкольного учебного заведения
В соответствии с поставленной целью и задачами исследования был проведен констатирующий этап эксперимента. Цель: определить уровень общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста. Задачи констатирующего этапа эксперимента: определить состояние решения проблемы формирования ...

Проблема речевого развития младшего школьного возраста в научной литературе
Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук — психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики. В психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или конт ...

Основные этапы дифференциации и интеграции туристско экологического образования в СОШ им. С. Жаксыгулова Таскалинского района
«Правильно поставленная работа позволяет обеспечить связь между предметами, дать возможность учащимся применить свои знания на практике, воспитывать положительные и устранять отрицательные черты характера, дать азы экологической грамотности. Кроме того, как все формы работы с молодежью, экспедицион ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru