Содержание и методика проведения формирующего эксперимента

Образование и воспитание » Формирование морфологической стороны речи у детей средней группы ДОУ » Содержание и методика проведения формирующего эксперимента

Страница 1

Выявив особенности усвоения детьми морфологической стороны речи, перешли к формирующему эксперименту, цель которого - закрепить навыки, усвоенных детьми, морфологических категорий, исправить пробелы в усвоении детьми некоторых грамматических конструкций в речи детей.

Группа детей была разделена на две подгруппы: контрольную и экспериментальную.

Для детей экспериментальной подгруппы были подобраны дидактические игры и упражнения на формирование морфологической стороны речи, которые проводились во второй половине дня вне занятий. Они, в свою очередь в большей части, проводились с игрушками.

Игрушка даёт возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит), называть качества (цвет, форму, числовые соотношения).

С целью понимания и правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, за, на, около, под) была использована игра "Что изменилось?". В начале детям предлагалось усадить куклу за стол, под стол, около стола. Затем, место положения куклы менялось, а дети отгадывали, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово "стол".

2. Для усвоения форм родительного падежа множественного числа существительных, детям была предложена игра "Угадай, чего не стало?". Детям предлагалось несколько предметов. После рассматривания их, дети отвечали на вопрос чего не стало:

Это вилки, мячи, кукла, чашки, ложки.

Чего не стало? (вилок, чашек, ложек, мячей и т.д.).

Для усвоения предлогов и падежей проводится игра "Прятки". В этой игре кукла Маша ищет детей, а когда находит, то говорит: - "Я нашла Юру под столом", выделяя при этом голосом предлоги и окончания. После этого дети отгадывали, куда спряталась Маша.

На родовую принадлежность предлагалась игра "Волшебный мешочек". Дети рассматривали такие игрушки, как ведро, яйцо, яблоко, мячик, лягушку, зайчика. После того, как они доставали игрушки из "волшебного мешочка", они отвечали на вопросы: - Что это?

- Какой мячик?

- Какое яблоко? И т.д.

Затем игра усложнялась. Далее дети должны были по описанию отгадать предмет.

5. Для закрепления в речи форм глаголов эффективны игры - драматизации. В игре - драматизации "Что делает кукла?", детям было предложено изменить глагол по временам и поставить его в повелительное наклонение.

После проведения всех дидактических игр и лексических упражнений с экспериментальной подгруппой, всем детям группы среднего дошкольного возраста были предложены контрольные задания на выявление результативности проведённой работы.

Было предложено фронтальное занятие, которое включило в себя все исследуемые компоненты морфологической стороны речи. Тема занятия "Чаепитие у куклы Лены".

На этом занятии были использованы задания, игры, игровые моменты на выявление сформировавшихся навыков морфологических категорий. Детям предлагалось ответить на ряд вопросов куклы Лены.

После проведения занятия результаты были занесены в таблицу.

Эти результаты показали, что дети экспериментальной подгруппы усвоили грамматические категории, а дети контрольной подгруппы не дали динамику в усвоении грамматической формы морфологической стороны речи.

Формирование речи в дошкольном возрасте - одна из серьёзнейших задач воспитания.

Речь - одна из основных форм развития мышления, познания, психических свойств личности, а также его всестороннего развития.

Морфологическая сторона речи - одна из основных форм развития речи ребёнка, так как отношения и связь окружающей действительности выражаются в грамматических категориях.

Овладение правильной речью оказывает на ребёнка огромное влияние. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Осваивая правильную речь, дети познают категории и законы морфологии в практике живой речи и в играх.

Так как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста - игра, то гипотеза выпускной квалификационной работы была выдвинута на использование в речевой работе дидактических игр и упражнений, способствующих более глубокому и осознанному усвоению детьми среднего дошкольного возраста морфологической стороны речи.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Понятие креативности
Креативность - способность к умственным преобразованиям и творчеству; очень близко по смыслу к понятию «творческое мышление». Креативность включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее ...

Программа формирования культуры потребительского поведения подростков для продуктивного усвоения содержания СМИ
На основе проведённых исследований в области социально - педагогического сопровождения подростков в процессе формирования у них культуры потребления информации телевизионных СМИ нами была разработана программа исследования на базе МОУ СОШ №24 п. Юрты. Цель данной программы: создание эффективной сис ...

Классификация ключевых компетентностей
Следует отметить, что деление на компетентности условно, поскольку в реальной деятельности одновременно активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно. Мы не сможем однозначно ответить на вопрос, что является залогом успешной коммуникации: правильно поставленная цель к ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru