Направление логопедической работы по развитию фонематической системы дошкольников с ОНР

Образование и воспитание » Состояние фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи » Направление логопедической работы по развитию фонематической системы дошкольников с ОНР

Страница 2

С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделить звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.

В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте – вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов, и лишь позднее овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух-трехсложных слов. Навыки рече-звукового анализа и синтеза совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте.

Основная форма коррекционной работы по формированию фонематической системы у детей с ОНР – обучение на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Основная цель подгрупповых занятий – первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях.

Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков, упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности

Нарушения звукопроизношения. Состав подгрупп является открытой системой, меняется в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.

Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления недоразвития речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д.

Учитывая специфику речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи, в системе обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи.

Изучение недостатков произношения детей с общим недоразвитием речи дало возможность определить последовательность работы над звуками.

Перед постановкой звуков и в процессе их постановки проводятся артикуляционные упражнения, которые подбираются в соответствии с индивидуальными затруднениями. При овладении правильной артикуляцией звука следует добиваться максимальной осознанности этого процесса. С этой целью внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков, так, например, при постановке звука с, дети усваивают, что губы должны быть растянуты в улыбку, широкий язык надо убрать за зубы, между зубами должно быть небольшое расстояние, воздушная струя направлена вперед. Знание этих основных элементов важно только в период закрепления произношения звуков. Как только навык правильной артикуляции звука автоматизируется, нужда в них отпадает.

В работе над развитием фонематической системы следует максимально использовать все сохранные анализаторы. Для того, чтобы ребенок мог достичь полного восприятия нужного звука, внимание его прежде всего фиксируется на правильном звучании этого звука при отчетливом произнесении его логопедом. Благодаря сохранному слуховому анализатору ребенок учится узнавать и выделять нужный звук среди других речевых звуков. Посредством зрительного анализатора ребенок воспринимает некоторые движения речевых органов (губ, языка, нижней челюсти) логопеда и. контролируя с помощью зеркала собственную артикуляцию, воспроизводит необходимое положение речевых органов для произнесения звука. Для более полного восприятия ребенком правильного произношения звуков используются также тактильно-вибрационные ощущения. Особое значение для усвоения правильной артикуляции и контроля над ней имеют собственные двигательно-кинетические ощущения ребенка.

Кроме того, в период постановки звуков внимание детей постоянно фиксируется на звучании. Правильное звучание сравнивается с любым неправильным. Так, полезно слуховой образ звука с сравнить с неречевыми

звучаниями (с выходящим из шарика воздухом). Дети учатся слушать себя и друг друга. По мере закрепления произношения того или иного звука, задача различения правильного звучания от любого неправильного постепенно отходит на задний план, уступая место другой задаче_ различию поставленного и уже в достаточной мере закрепленного в произношении звука от всех артикуляционно или акустически близких звуков. В то же время продолжается работа по закреплению произносительных навыков, т.е. произносятся слова с изучаемыми звуками, составляются предложения, заучиваются стихи и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Педагогические идеи мыслителей казахской степи: Коркут, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ахмед Югнаки
Истоки педагогической мысли казахского народа уходят в древность, в народные предания и легенды. Начало духовной жизни и культуры народов складывалось веками, воспроизводя и закрепляя в традициях мировосприятие человека, его мышление, образ жизни, поведение. Со временем изменялись представления, ре ...

Приемы выполнения аппликации из бумаги в старшей группе
Создание аппликации — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу ...

Трудности воспроизведения письменной речи глухими школьниками
Исследователи речи глухих и сурдопедагоги неоднократно отмечали, что усвоение грамматического строя языка чрезвычайно затрудняет глухих. В сурдопедагогике принято определять ошибки, часто допускаемые глухими детьми в грамматическом формировании речи, термином аграмматизм. У глухого ребенка сохранен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru