Направление логопедической работы по развитию фонематической системы дошкольников с ОНР

Образование и воспитание » Состояние фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи » Направление логопедической работы по развитию фонематической системы дошкольников с ОНР

Страница 5

– уметь полностью анализировать слова этого типа;

Исследование было направлено на изучение особенностей фонематической системы дошкольников с общим недоразвитием речи.

Целью исследования являлось изучение состояния фонематической системы у детей с общим недоразвитием речи.

Исследование состоит из четырех глав, каждой из которых решаются сформулированные задачи.

В первой главе «К вопросу изучения формирования фонематической системы» анализируется психолингвистическая, педагогическая, психологическая и логопедическая литература по проблеме исследования. Изучены работы таких авторов как А.Р. Лурия, А.Н. Гвоздёв, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева. И др. Анализ литературных данных показал, что фонематический слух является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов. В работах всех исследователей речи подчёркивается, что восприятие и понимание образует единый процесс. Смысловое восприятие, включая в себя осмысление и предполагая работу памяти, является сложной перцептивно – мыслительно – мнемической деятельностью.

Во второй главе представлены организация, содержание методики исследования фонематической системы, характеристика детей экспериментальной и контрольных групп.

Методика исследования разработана на основе существующих методик обследования дошкольников с нарушениями речи таких авторов как Волкова Г.А., Лопатина Л.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Серебрякова Н.В.

Предложенная методика исследования включает следующие разделы:

Исследование слухового внимания и восприятия.

Исследование характера произношения.

Исследование сформированности слухо – произносительной дифференциации звуков речи.

Исследование фонематического анализа.

Исследование фонематического синтеза.

Исследование фонематических представлений.

В третьей главе проведён анализ исследования состояния фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием. Проведенное исследование свидетельствует о том, что у детей с ОНР фонематическая система развита значительно хуже, чем у детей с нормальной речью.

Сравнительный анализ результатов оценки слухового внимания и восприятия показал, что по статистическим данным уровень развития слухового внимания и восприятия у детей с ОНР ниже, чем у детей с нормальной речью.

Сравнительный анализ состояния звукопроизношения показал, что у детей с нормальной речью сформировано правильное произношение всех звуков речи. У детей с ОНР наблюдается нарушения звукопроизношения: полиморфные – 10%, мономорфные – 80%; звуки на этапе автоматизации в речи – 10%.

Сравнительный анализ оценки слухо – произносительной дифференциации звуков речи показал, что по статистическим данным у детей с ОНР уровень сформированности слухо – произносительной дифференциации звуков речи ниже, чем у детей с нормальной речью.

Сравнительный анализ оценки фонематического анализа показал, что по статистическим данным уровень развития фонематического анализа у детей с ОНР ниже, чем у детей с нормальной речью.

Сравнительный анализ оценки фонематического синтеза показал, что уровень развития фонематического синтеза у детей с ОНР ниже, чем у детей с нормальной речью.

Сравнительный анализ оценки фонематических представлений показал, что уровень развития фонематических представлений у детей с ОНР ниже, чем у детей с нормальной речью.

Сравнительный анализ показал, что у детей с ОНР значительно хуже сформированы фонематический синтез и фонематическое представления, что подтверждается статистическими данными, полученные в ходе исследования.

Основываясь на анализе исследования, в четвёртой главе были определенны направления коллективной работы.

При разработке данной методики коррекционного обучения по формированию фонематической системы использованы приёмы, методы и системы обучения, описанные в работах В.К. Орфинской, Д.Б. Эльконина, Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Г.А. Каше, И.А. Смирновой, Т.Б. Филичевой.

Материал располагается так, чтобы одновременно был пригоден для решения всех поставленных задач, т.е. чтобы в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же другом звуковом материале проводить упражнения, направленные на анализ и синтез звукового состава слова. Учитывая специфику речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи, в системе обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи. Кроме того, в системе обучения предусмотрены упражнения для развития неречевых психических процессов – мышление, внимания, памяти.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Полезная информация:

Игра в истории человечества
В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на ее природу. И по сей день высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, внеисто ...

“Погружение” как наиболее распространенная модель концентрированного обучения
Анализ педагогической литературы показывает, что четко понятие “погружения” практически не сформулировано. Мало того, разные авторы под этим понятием имеют в виду разные методы. Это кроме того, что одни используют это слово только в кавычках, как бы подчеркивая его условность, другие — без, а треть ...

Психологическая помощь старшеклассникам по инициативе психолога
Несмотря на утвердившиеся представления о старшеклассниках как о людях, полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их поглощенности настоящим. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же как самоопределение ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru