Опытно-экспериментальная работа по формированию у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ

Образование и воспитание » Формирование у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ » Опытно-экспериментальная работа по формированию у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ

Страница 3

Культура потребления информации является составной частью содержания понятия "культура потребительского поведения личности", которая во многом определяет сё качественный уровень. И в то же время, она напрямую связана с пониманием содержания "критическое мышление" как явления интерактивного, творческого и рефлексивного. Личность, обладающая высокой культурой критического мышления, по мнению Джона Белла, характеризуется как мыслящий человек, который: умеет и проявляет известную настойчивость в решении проблем; контролирует себя, свою импульсивность; открыт для других идей; умеет решать проблемы, сотрудничая с другими людьми; умеет слушать собеседника; эмпатичен; терпим к неопределенности; умеет рассматривать проблемы с разных точек зрения: умеет устанавливать множественные связи между явлениями; терпимо относится к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов; может рассматривать несколько возможностей решения какой-то проблемы; часто задаёт вопросы: "Что, если.?"; умеет строить логические выводы; умеет размышлять о своих чувствах, мыслях - оценивать их; умеет строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели; может применять свои навыки и знания в различных ситуациях; любознателен и часто задаёт "хорошие вопросы"; активно воспринимает информацию. Следовательно, мы можем установить, что культура потребления информации - это потребительское поведение, для которой свойственно индивидуальное (групповое, коллективное) творческое осмысление содержания информации с учётом разных точек зрения, общечеловеческих ценностей и норм поведения.

Опираясь на вышеизложенные научные представления о содержании понятий "культура потребительского поведения", "культура потребления информации" "культура критического мышления" - мы отмечаем взаимно обуславливающую логическую взаимосвязь этих понятий, которая указывает на то, что у них есть общие критерии оценки уровня культуры: коммуникативный, когнитивный (творческий) рефлексивно - деятельностный и эмотивный (ценностный).

Диагностики коммуникативного и рефлексивно - деятельностного уровней применительно к личности потребляющей информацию СМИ разработаны и апробированы в научно-практической деятельности: Богомоловой Н.Н., кандидата; исторических наук, старшего научного сотрудника кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им.М. В Ломоносова. Диагностика творческих умений и способностей журналистов и читателей разработана Фомичевой И.Д. доктором филологических наук, профессором кафедры социологии журналистика МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор одной из наиболее близкой к теме нашей исследования диагностики, которая позволяет отслеживать развитие и формирование эмотивных (ценностных) способностей личности - Повзун В.Д., доктор педагогических паук, автор монографии "Ценностное самоопределение личности в университетском образовании".

Опираясь па исследовательский опыт Н.Н. Богомоловой, И.Д. Фомичевой и В.Д. Повзун, нами была разработана комплексная диагностика, позволяющая отслеживать уровень сформированности культуры потребления телевизионной информации подростками, которая включает в себя оценку их способностей и навыков: к непосредственной и опосредованной коммуникации с авторами и зрителями; к творческой интерпретации содержания информации; к поиску причинно-следственных связей, построению логических выводов при анализе информации; к объективной оценки собственной аналитической деятельности и нравственно-эстетической деятельности телевизионных СМИ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru