Опытно-экспериментальная работа по формированию у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ

Образование и воспитание » Формирование у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ » Опытно-экспериментальная работа по формированию у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ

Страница 4

В контексте нашего исследования, оценка коммуникативного уровня культуры потребления телевизионной информации предполагает наличие навыков и умений: слушать и слышать виртуального собеседника; заочно решать проблемы во время виртуального сотрудничества с другими людьми ("телевизионными героями", другими зрителями); контролировать свои эмоции; терпимо относиться к точкам зрения, изложенным в информации отличным от их собственных взглядов.

Оценка когнитивного (творческого) уровня культуры потребления телевизионной информации предполагает наличие навыков и умений:

рассматривать проблему, поставленную в телевизионной информации с разных точек зрения;

быть терпимым в ситуации неопределенности;

применять для осмысления информации художественно-образное мышление;

находить нестандартные решения интерпретации содержания информации.

Оценка рефлексивно-деятельностного уровня культуры потребления телевизионной информации предполагает наличие навыков и умений:

устанавливать причинно-следственные связи в транслируемой информации и поведении "телевизионных героев";

рассматривать несколько возможных решений какой-то проблемы, поставленной в информации;

строить логические выводы в процессе анализа информации;

выстраивать прогнозы, обосновывать и ставить перед собой задачи для изучения информации;

применять свои знания и умения при анализе различных форм телевизионной информации.

Оценка эмотивного (ценностного) уровня культуры потребления телевизионной информации предполагает наличие навыков и умений:

размышлять о своих чувствах, мыслях, возникших в процессе осмысления информации - оценивать их;

определять основные идеи информации - давать им нравственно-эстетическую оценку;

вырабатывать представления о целях и смысле жизни "телевизионных героев". Под понятием "телевизионные герои" мы подразумеваем не только тех, кто становится главным героем телепередач (очерков, зарисовок, репортажей, интервью и т.п.), но и режиссеров, ведущих, дикторов, заказчиков и др., кто участвует в подготовке и транслировании телеинформации.

Данные критерии, навыки и умения, позволили сформулировать (с помощью их интерпретации) основные вопросы для анкет, которые стали диагностическим инструментом для сбора необходимой научной информации и определения уровня сформированности культуры потребления информации на констатирующем и контрольных этапах исследования в экспериментальной группе. Динамика формирования навыков и умений определялась по трем показателям "не умею", "умею частично", "умею хорошо".

Ведущей методом в процессе формирующего этапа исследования было рефлексирующее (формирующее) анкетирование. Это количественно - качественный метод, предложенный исследователем В.И. Ильиным. Суть его заключается в том, что анкетирование разделено на три этапа: предварительный, основной, рефлексивный. Каждый из этих этапов позволяет собрать определённую информацию, которую исследователь качественно интерпретирует не только на основе собственного анализа, но и коллективной рефлексии участников анкетирования в форме эвристической беседы, которую проводит социальный педагог с аудиторией после каждого этапа исследования, используя прием "погружения" (от более простого суждения к более сложному). Уровень "погружения" - коллективной рефлексии - усложняется (углубляется) от этапа к этапу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Практическое применение дидактических игр
Рассмотрим практическое применение дидактических игр на примере обучения детей счету в детском саду: Для того чтобы развернуть сюжетно-дидактические игры, в которых дети стали бы использовать счет и измерение, необходимо наполнить “старые”, бытующие игры новым содержанием. Решение этой задачи заклю ...

Органы управления современной школы
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необхо ...

Применение принципа систематичности и последовательности
Принцип опирается на следующие научные положения: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее, чем мен ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru