Соотношение горизонтальных и вертикальных связей содержания образования

Образование и воспитание » Новые методы и подходы к организации образовательного процесса » Соотношение горизонтальных и вертикальных связей содержания образования

Страница 3

«В начале революции,— пишет А.С. Макаренко, — наш педагогические писатели и ораторы, разогнавшись на западноевропейских трамплинах, прыгали очень высоко и легко «брали» такие идеалы, как «гармоническая личность».

В трудах великого педагога как раз и была создана технологическая логика педагогического мышления. Ни одно действие не должно стоять в стороне от поставленной цели — главный постулат его технологической логики. Ему принадлежит и термин «педагогическое проектирование». Но этот технологический приоритет никогда не ущемлял суверенной роли педагогического индивидуального творчества. Ограничения академических прав педагога шло не от педагогической теории, а от идеологических догм. В ситуации снятия этих пут российским преподавателям ни в коем случае нельзя допустить слома или дискриминации культурно-образовательных традиций. Конвергентные процессы в профессиональном образовании и обучении должны вести к развитию образовательной практики в контексте европейской, мировой образовательной культуры. Они могут и должны помочь отечественным педагогам свободно ориентироваться в западной педагогической практике, но не растворяться в ней. Зарубежный опыт полезен не как образец, а как ориентир.

В рамках реализации проекта делфи (компонент 3) его участники продемонстрировали свою профессиональную зрелость в интерпретации и адаптации европейских подходов к проектированию локальных образовательных систем. Они попытались, и в ряде случаев весьма удачно, применить «проективный, а не коррективный подход к педагогике» (В.П. Зинченко). Они в высшей степени деликатно позаботились о сохранении преемственности этапов развития профессионального образования.

В «Программе человеческой личности» А.С. Макаренко настаивал на необходимости знания человеческой личности в момент t и в соответствии с этим знанием изменять дозировку воспитательного воздействия. Нетрудно видеть сродство этой установки с задачами и предназначением начальной ситуации, как она представлена в Д.А. Модели ван Гельдера.

Актуальным является проблема проектирования и отбора содержания профессионального образования (с точки зрения обучения, ориентированного на цель). Необоснованная избыточность содержания отнюдь не считается достоинством профессионального образования, как и стремление свести его к «узкой образовательной колее». Уже Л.Н. Толстой стоял на той точке зрения, что «знание — орудие, а не цель».

Конечно, нельзя опять-таки сбрасывать со счета традиционную энциклопедическую ориентацию российского образования в отличие, скажем, от английской, где развитие образования шло в рамках философии эссенциализма, т.е. передачи основных знаний и умений.

На нынешнем этапе модернизации профессионального образования, в преддверии массовой разработки второго поколения государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования проблема отбора содержания, необходимого и достаточного, заявляет о себе во весь рост. Содержание образования достигло степени насыщения. Надо искать пути его «свертывания», «сжатия», интеграции, оптимизации. Иначе профессиональное образование будет запаздывать адекватно отвечать на вопросы времени. Предстоит во многом переучиться в направлении прагматической проекции содержания образования на жизненные ситуации, усиления контекстно-деятельностной стороны обучения. «Школе не опрокинуть жизни,— предупреждал К.Д. Ушинский,— но жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперек ее пути.

Нам предстоит в будущих учебных планах совместить векторы движения в развитии профессионального образования: сохранить Homo Habiles (человек умелый) с Homo ludens (человек играющий). Такой тип профессионала будет в максимальной мере востребован в ситуациях нарастающего динамизма перемен и степеней неопределенности.

Разумеется к слабым звеньям современного состояния профессионального образования в России принадлежит его ресурсная база. Здесь можно только позавидовать европейским коллегам. Но несомненно и другое: отрицательные последствия столь длительного разрушения учебно-материальной базы профессионального образования можно до известной степени смягчить совершенствованием методологической оснащенности образовательного процесса, обогащением методической палитры преподавателей и мастеров производственного обучения.

Опыт университета Fontys заслуживает и доверия, и внимательного прочтения. В конце концов, ресурсно-достаточных, ненуждающихся образовательных систем сегодня в мире не существует. Будем оптимистами: худший день российского образования и в этом смысле остался позади!

Д.А. Модель культивирует вариативность в выборе образовательных технологий. В ней как бы заключен постулат о необходимости получения оптимального результата по всем параметрам решаемой задачи. Она предлагает некоторые рецепты формирования «жизнеспособных смесей решений» в логике разработки учебных планов как учебных систем. В Д.А. Модели не допускается приоритет способа над результатом. Поэтому она замыкает всю цепь дидактического анализа оценкой результата.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Утренняя гигиеническая гимнастика
Значение утренней гигиенической гимнастики как средства восстановления работоспособности после сна, а при систематических занятиях ею и как средства укрепления здоровья и работоспособности разносторонне изучено физиологами. Эффект утренней гимнастики связывается с повышением возбудимости нервной си ...

Сущность и содержание методов обучения
Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополне ...

Развитие фонематической системы у дошкольников с ОНР
При общем недоразвитии речи у детей нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженны ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru