Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках федерального эксперимента

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках федерального эксперимента

Страница 1

Как показано в предыдущих параграфах, профильное обучение представляет собой сложный комплекс организационно-педагогических инноваций на старшей ступени общего образования (включая предпрофильную подготовку в IX классе). В силу этого массовому введению предпрофильной подготовки и профильного обучения (далее ППП и ПО) на территории Российской Федерации, необходимость которого была отмечена в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.", должна была предшествовать широкомасштабная апробация всех элементов данного организационно-педагогического комплекса. Такая апробация началась в 2003 г. на уровне федерального эксперимента. 9 июня 2003 г. Правительством РФ было принято постановление №334 "О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования". В данном постановлении были обозначены основные особенности эксперимента как федерального:

– общая цель эксперимента – создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) учащихся в старших классах общеобразовательной школы, апробации нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии;

– научно-методическое обеспечение поручено Министерству образования РФ и Российской академии образования;

– в обязанность Министерству образования вменялось представление в Правительство Российской Федерации ежегодного (по окончании учебного года) доклада о ходе эксперимента.

Помимо вышеуказанного постановления Правительства РФ, основой концептуальной и нормативно-правовой базы эксперимента стали следующие документы:

– "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года";

– "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования";

– План-график мероприятий по подготовке и введению профильного обучения;

– Письмо Минобразования России "Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента";

– Приказ Минобразования России и Российской академии образования "О реализации решения коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 28 октября 2003 г. № 15-1/10 "О мероприятиях по введению профильного обучения" (2003);

– Приказы Минобразования России "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, участвующих в эксперименте по профильному обучению в 2003/04 учебном году" (2003) и "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования" (2004;

– Приказ Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (2004) и ряд других документов.

Рамочными сроками эксперимента были определены три учебных года: 2003/04, 2004/05 и 2005/06. Эксперимент было решено проводить поэтапно: 2003/04 учебный год – отработка и апробация предпрофильной подготовки учащихся в девятых классах в экспериментальных ОУ; 2004/05 учебный год – отработка и апробация профильного обучения учащихся в десятых классах в экспериментальных ОУ; 2005/06 – отработка и апробация профильного обучения учащихся в одиннадцатых классах в экспериментальных ОУ.

Общими задачами эксперимента на весь трёхлетний период были обозначены:

– обеспечение углубленного изучения отдельных предметов, выбираемых учащимися по программам среднего (полного) общего образования;

– создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения ими индивидуальных образовательных программ и индивидуальных учебных планов;

– расширение доступа к полному среднему образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

– расширение возможности социализации учащихся;

– обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;

– более эффективная подготовка выпускников старшей школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Таким образом, вектором реализации профильного обучения стал ряд намеченных достижений: от относительно узких учебно-воспитательных до предельно широких социально-экономических.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Телевизионные СМИ как фактор влияния на формирование норм поведения подростков
Общение как фактор социального взаимодействия подростка с индивидуальной и внешней реальностью, обуславливающее становление его личности, может быть непосредственным и опосредованным. Так автор и герои книг, которые являются для взрослого человека некими абстрактными объектами, подростком восприним ...

Роль общения и взаимодействия со взрослыми для развития личности ребенка
М.И. Лисина проводила исследования, которые показали, что общение с взрослым создает оптимальные условия для развития личности ребенка, его произвольности, самосознания, личностных качеств, влияет на формирование внутреннего плана действий и сферы его эмоциональных переживаний, служит образцом пове ...

С.В. Рахманинов как личность
Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия). Интерес С.В. Рахманинова к му ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru