Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках федерального эксперимента

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках федерального эксперимента

Страница 3

В задачи эксперимента в части отработки новых моделей государственной (итоговой) аттестации по алгебре входила отработка обновленной структуры экзаменационной работы, ее содержания и уровня сложности, критериев оценивания, определение оптимального времени, отводимого на соответствующий экзамен. Задания, которые предлагались учащимся в ходе экзамена, по своей тематике соответствовали обязательному минимуму содержания образования по математике для основной школы. Однако дифференцирующие возможности экспериментальных экзаменационных работ по сравнению с действующими работами были существенно усилены. Они включали задачи широкого диапазона сложности – от уровня обязательной подготовки до достаточно трудных, требующих глубокого владения материалом, обширных системных знаний, а в ряде случаев нестандартного мышления.

Новая форма экзамена по русскому языку была ориентирована на оценку не только достижений учащихся в таких видах речевой деятельности, как аудирование и письмо (что предусматривалось и ранее), но и умений целевого извлечения информации при чтении, умений ее перераспределять и передавать в соответствии с заданными коммуникативными целями. Кроме того, в содержание итоговой аттестации закладывалась возможность определения уровня сформированности лингвистической компетенции учащихся. В ходе эксперимента также была определена и обоснована критериальная база учебных достижений учащихся IX класса по русскому языку: выявлена номенклатура ключевых умений, подлежащих проверке; описаны и сформулированы дескрипторы различных аспектов владения родным языком, а также аспектов усвоения знаний о родном языке, соотнесенных с коммуникативной и лингвистической компетенциями; разработаны количественные показатели оценивания экзаменационных работ по традиционной оценочной системе и рейтинговой системе, расширяющей диапазон отметки; предложена методика перевода первичных баллов в традиционную пятибалльную систему.

Наряду с результатами государственной (итоговой) аттестации местным (муниципальным) органам управления образованием, участвующим в эксперименте, рекомендовалось введение и использование портфеля индивидуальных образовательных достижений ученика (портфолио) в качестве составляющей индивидуальных показателей образовательных результатов ученика и, возможно, образовательного рейтинга выпускников девятых классов. Под "портфолио" выпускника понимается комплект документов, представляющих совокупность документированных индивидуальных образовательных достижений школьника, имеющих функцию индивидуальной накопительной оценки.

Параллельно в 2003/04 учебном году решались задачи создания инфраструктуры федерального эксперимента: разработка и первичная апробация механизмов взаимодействия различных структур федерального, регионального и муниципального уровней, обмена опытом работы между участниками эксперимента, апробация модели комплексного формирующего федерального эксперимента; создание и апробация модели организационно-методической поддержки эксперимента через организацию работы по повышению квалификации работников образования; создание системы мониторинга хода эксперимента.

Эксперимент в 2003/04 учебном году по ППП девятиклассников осуществлялся в три этапа.

Первый этап (февраль 2003 – сентябрь 2003 г.) – подготовка к эксперименту. На этом этапе разрабатывалась модель ППП, ориентировочная модель ее организационного и методического обеспечения. Затем проводилось обсуждение концептуальной модели на специальном семинаре (февраль 2003 г.). В апреле на семинаре с региональными и муниципальными координаторами был разработан организационный механизм эксперимента, определены проблемные места и возможные риски. Главный результат, к которому удалось прийти посредством проведенного семинара, заключается в том, что у представителей экспериментальных территорий сформировалось ясное и четкое понимание целей и конкретных задач ППП, ее значения и основных компонентов; экспериментальные муниципальные образования и школы теперь имеют конкретные планы действий по организации и реализации ППП.

Второй этап (сентябрь 2003 – май 2004 г.) – проведение эксперимента. На этом этапе непосредственно осуществлялась экспериментальная работа, были организованы командировки членов рабочей группы в экспериментальные регионы. Проводился сбор экспериментальных данных.

Все экспериментальные регионы и муниципальные образования ввели преподавание элективных курсов в девятых классах. В большинстве регионов основное время было уделено подготовительным курсам, связанным с введением в профиль, что, безусловно, способствовало самоопределению учащихся относительно выбора того или иного профиля и пути обучения на старшей ступени общего образования. Наибольшее количество элективных курсов (в части предметных курсов) избрано по следующим областям знаний (в порядке убывания): филология, естествознание, обществознание, математика, информатика, технология. В экспериментальных регионах было реализовано от 34 до 173 элективных курсов для девятых классов на регион. Примерно в половине регионов "элективы-9" централизованы на региональном уровне (используются одни и те же в разных муниципалитетах), в половине – каждый экспериментальный муниципалитет вводит собственные курсы, при этом происходит активный "межмуниципальный" обмен (через региональных и муниципальных координаторов). Всего разработано и реализовано 643 элективных курса. В институтах повышения квалификации, педагогических вузах, школах на местах были созданы собственные варианты элективных курсов. Региональными и муниципальными органами управления образованием была начата работа по созданию "банков элективных курсов", организована информационная поддержка и обмен опытом по их введению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru