Психолого-педагогические основы содержания и технологий современного урока литературы

Образование и воспитание » Современный урок литературы: классификации, концепции » Психолого-педагогические основы содержания и технологий современного урока литературы

Страница 1

Среди многих гуманитарных предметов, включенных в программу, особое место занимает литература. Художественное произведение представляет собой некоторую знаковую модель, в которой зафиксирован его герой (человек или антропоморфизированный объект): его характер, душевные переживания, страсти, ум, воля, мировоззрения, взаимоотношения с другими и т.п. В этой модели опредмечен нравственно-психологический опыт автора. В процессе чтения произведения происходит распредмечивание соответствующего опыта, и он становится достоянием другого человека-читателя. Последний, в идеале, может вынести его за пределы художественного текста, т.е. воспользоваться им при разрешении реальных жизненных проблем.

По нашему мнению, одной из основных задач преподавания литературы в школе является формирование у учащихся психологической культуры. Психологическая культура - это "личностное образование (система психологических предпосылок), обеспечивающее эффективное общение человека с другими людьми". По мнению Кан-Калика и Хазана, она складывается из следующих структурных компонентов: "интеллектуального (когнитивного), практического (внешне поведенческого) и ценностно-смыслового (эффективного)".

Интеллектуальный компонент включает в себя систему психологических знаний и психологического мышления. Он обеспечивает ориентировку человека в других людях (в т. ч. самом себе) и выбор правильных способов поведения по отношению к ним.

Практический компонент психологической культуры представлен системой практических умений и навыков общения. Он предполагает владение всевозможными приемами и способами воздействия на других людей и на самого себя.

Ценностно-смысловой компонент психологической культуры - это отношение человека как любому другому человеку, как к высшей ценности: отношения уважения, дружбы, любви, принятия, терпимости, доброты и т.п.

Психологическое мышление, как один из основных компонентов психологической культуры представляет собой систему умственных действий, которые по своему содержанию и генетической природе воспроизводят логику реального межличностного взаимодействия и отражают внутреннюю сущность другого человека, как личности в форме образов или нравственно-психологических понятий. Поэтому методика его формирования предполагает организацию процесса усвоения умственных действий и соответствующих им нравственно-психологических понятий.

Общую методическую схему формирования психологического мышления на уроках литературы мы представляем себе следующим образом. На исходном этапе работы с художественным произведением необходимо выделить в нем основное психологическое содержание, то есть наиболее характерные психологические черты героев. Обычно они представлены в тексте в форме описания соответствующих действий и переживаний. При этом надо обратить внимание на то, что действия героя произведения не существуют сами по себе в отрыве от порождающего их социального контекста, то есть от определенных жизненных обстоятельств, ситуаций, действий других героев и т.д. Иначе говоря, предметом психологического анализа должны быть не изолированные действия героя, а целостные поведенческие структуры, адекватные тем или иным личностным чертам. После переработки основного конкретно-поведенческого материала необходимо обобщить его и сформулировать сначала в обобщенно-поведенческих суждениях, а затем в соответствующих нравственно-психологических понятиях.

Такая методика анализа позволяет преодолеть распространенный в психологии формализм в усвоении понятий. Они вводятся не искусственно, а как некоторый необходимый итог всей предшествующей работы с текстом, вбирая в себя соответствующее конкретное поведенческое содержание. С целью более широкого сообщения понятий рекомендуется привлекать дополнительный конкретный поведенческий материал из других пройденных ранее произведений. Для закрепления нравственно-психологических понятий можно практиковать введение словаря личностных черт, который систематически по мере знакомства с каждым художественным произведением пополняется новыми терминами. Например, при изучении романа "Преступление и наказание" можно предложить учащимся выписать авторские характеристики Родиона Раскольникова на всем протяжении развития его теории.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Роль общения и взаимодействия со взрослыми для развития личности ребенка
М.И. Лисина проводила исследования, которые показали, что общение с взрослым создает оптимальные условия для развития личности ребенка, его произвольности, самосознания, личностных качеств, влияет на формирование внутреннего плана действий и сферы его эмоциональных переживаний, служит образцом пове ...

Современные представления по процессу мыслительной деятельности
В современной литературе существует достаточно большое число определений мышления. Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Емкое и краткое определение мышления как процесса восприятия было дано Юнгом «мышление есть рациональная способн ...

Основы технологии игровых форм обучения
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспальк ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru