Современный урок литературы: классификации, концепции

Образование и воспитание » Современный урок литературы: классификации, концепции

Урок - первооснова всего учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемый источник, который помогает ученикам набраться сил. На уроке формируется человек завтрашнего дня, поэтому быть учителем - не только высокая честь и обязанность, но и большая ответственность. Сегодня мы много говорим о модернизации школьного образования, часто забывая, что это не абстрактное понятие, а будничная, конкретная работа. Каждый наш день - творческий поиск, решение вопросов: как сделать уроки и внеклассные мероприятия по-настоящему обучающими. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более качественной, эффективной?

Наверное, не случайно профессию педагога сравнивают с профессией актера. И дело тут не только в том, что, как и актер, учитель должен уметь установить контакт с людьми, заинтересовать их, увлечь. Как не бывает одинаковых спектаклей, так не может быть и похожих уроков. Педагог-новатор Е.Н. Ильин советует: "Не бойтесь быть артистичными. Мы себя не демонстрируем. Мы себя передаем. Урок - это социальность, публичность, человечность".

Почему так скучно бывает порой на уроках русской литературы, где, казалось бы, сама содержательная ткань - текст - должна радовать и удивлять?

Так грамотно все написано и обозначено в программах, так ясно поставлены цели литературного образования, а что-то недооценено учителем, ученики его не слышат, перестают читать книги, не пишут стихи.

К сожалению, в новых социокультурных условиях, в которых оказалось современное общество, когда "век расшатался", "порвалась связь времен" - разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, угрожающе деформируется личность молодого человека, часто не различающего, где добро и зло, красота и уродство, колоссальный нравственный и эстетический потенциал литературы остается невостребованным юным читателем в той мере, в какой это необходимо сегодня подрастающему поколению. Учителя сетуют на то, что книга вообще уходит из жизни современного школьника. Чтение рассматривается чаще всего как принудительное учебное занятие или как "развлекаловка" (с соответствующим выбором книг).

Как преодолеть эту беду, приобщить школьника к чтению, вернуть ему интерес к книге, объяснить, что без нее невозможно формирование личности; как научить слышать и понимать слово писателя, его думы, чаяния, надежды, сопереживать им и формировать собственную жизненную позицию? Это тем более сейчас необходимо, так как литература занимает, бесспорно, особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, речи, творческих сил, то есть играет важную роль в становлении эмоциональной, эстетической, нравственной культуры ученика. Поэтому во главу обучения литературе сейчас поставлено развитие личности ученика, тем более что литературное развитие - грань общего личностного развития человека.

Большое значение на современных уроках литературы сейчас приобретают необычные, творческие, нешаблонные уроки. Сюда входят уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-композиции, уроки-экскурсии, уроки игрового типа, пресс-конференции и многое другое. Любой урок, у которого есть что-то оригинальное, выдающееся, классифицируется как нестандартный. Найти такую нестандартность становится для многих учителей важнейшей задачей.

Данная работа посвящена изучению некоторых узловых особенностей, встречающихся в методике преподавания литературы, в частности при рассмотрении вопроса, касающегося изучения современного урока литературы. Данная тема неоднократно попадала в поле зрения исследователей, в частности Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева, С.В. Иванова, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшева, Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана, О.Ю. Богдановой и других. Между тем, очень интересно путем анализа типологии уроков литературы проследить основные особенности его структуры, содержания и технологий.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более определенно обозначить типологии современного урока литературы и назвать наиболее эффективные классификации.

Целью дипломной работы является представление доминирующих концепций и классификаций современного урока литературы как основной формы обучения.

В связи с целью исследования выделяются следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические основы содержания и технологий урока литературы;

2) определить психолого-педагогические компоненты современного урока литературы;

3) рассмотреть урок как основную форму организации учебного процесса;

4) определить концепции, классификации, типологии и методику проведения современного урока литературы;

5) охарактеризовать воспитательную функцию современного урока литературы;

6) рассмотреть инновационные формы и виды уроков литературы;

7) определить методические возможности Интернет - ресурсов и приемы работы с ними на уроке литературы;

8) осветить проблему использования информационно-компьютерных технологий на уроке литературы и во внеклассной работе по предмету (из опыта работы учителя-словесника МОУ "Средняя школа № 35" г. Саранска Ивановой Юлии Вениаминовны).

Задачи работы обусловили применение комплекса методов исследования:

1) теоретический метод (анализ литературоведческих, психолого-педагогических и научно-методических источников с целью создания методологической основы исследования);

2) социолого-педагогический (анализ программ, учебников по литературе для старших классов, беседы с учителями и обобщение их опыта работы в области рассматриваемой нами проблемы);

3) наблюдение за процессом преподавания литературы в 9-11 классах в период прохождения педагогической практики;

4) экспериментальный (внедрение методических рекомендаций).

Предметом исследования явились сущность, структура и специфика современного урока литературы, а также психолого-педагогические основы урока литературы в современной системе образования.

Объектом данного исследования явился процесс становления урока литературы в системе школьного литературного образования.

Методической базой решения заявленной проблемы явились труды по методике преподавания литературы Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева, С.В. Иванова, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшева, Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана, О.Ю. Богдановой и других.

Научная новизна работы состоит в попытке систематизировать различные точки зрения по проблеме классификаций уроков литературы; опираясь на имеющийся фактический материал, раскрыть аспекты, касающиеся методики преподавания современного урока литературы, не освещенные или недостаточно освещенные в литературоведческих работах; определить методику отбора учебного материала и организацию урока литературы в современной школе.

Теоретическая значимость работы заключается в аналитическом исследовании различных аспектов данной проблемы.

Практическая значимость работы состоит в том, что предлагается ряд методических рекомендаций по организации урока литературы в контексте внеклассной и внешкольной работы. Конкретный научный и научно-практический материал может использоваться в работе учителя-словесника в качестве источника для подготовки уроков литературы традиционной и инновационной направленности.

Полезная информация:

Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста
Внеклассная работа выстраивается ступенчато в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Развитие личности ученика младшего школьного возраста предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. В связи с поступлением в школу развитие ребен ...

Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы
Эпизодические внеклассные занятия: беседы, лекции, устные журналы, конкурсы и даже вечера русского языка, - проводимые разрозненно, в отрыве одно от другого, не так эффективны, как постоянно действующие (лекторий, кружки русского слова и т.п.). Если в школе существует клуб любителей русского языка, ...

Определение навыков чтения
Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru