Использование информационно компьютерных технологий на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету

Образование и воспитание » Современный урок литературы: классификации, концепции » Использование информационно компьютерных технологий на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету

Страница 1

Традиционная методика изучения литературных тем задает определенную последовательность знакомства с материалом:

1. Общая характеристика исторической эпохи, в которую жил тот или иной писатель.

2. Знакомство с творческой биографией писателя.

3. Текстуальное изучение художественных произведений.

4. Знакомство с различными интерпретациями художественного произведения в других видах искусства (изобразительном, сценическом, кинематографическом и т.д.)

Очевидно, что каждый из этапов изучения темы, имеет различные цели и задачи, которыми и определяется отбор материала, позволяющего их реализовать. Знакомство с исторической эпохой требует широкого привлечения документальных материалов, характеризующих определенный временной период. Изучение биографии писателя связано с литературными экскурсиями, позволяющими почувствовать "власть места". Атмосферу жизни писателя передадут фотографии его самого, его родных, друзей, близких и современников, а также памятных мест, связанных с творческой деятельностью. Чтение и анализ художественного произведения окажутся более эффективными, если ученики сумеют заглянуть в творческую лабораторию писателя, услышат фрагменты текстов в исполнении лучших мастеров художественного слова.

Во всех ныне действующих программах и учебниках для общеобразовательной школы предусмотрены темы, ориентированные на изучение литературы во взаимодействии со смежными видами искусств: изобразительным, сценическим, музыкой, архитектурой и т.д. Наглядные материалы, способствующие организации такой работы, сегодня практически отсутствуют, или являются низкого качества. В презентации Иванова Ю.В. включает тексты художественных произведений, репродукции тематически близких картин, иллюстрации, фотографии сцен из спектаклей, поставленных по драматическим произведениям, музыкальные фрагменты - то есть на одном носителе размещена обширная информация, позволяющая рассматривать творчество писателя в широком культурном контексте. Преимущество экранной подачи материала заключается и в предоставленной возможности выделить тот или иной фрагмент иллюстрации, увеличить его, вывести на экран несколько разных фотокопий одновременно, перенести изображение на бумажный носитель и т.д. Звуковое сопровождение может быть представлено музыкальными произведениями, авторским чтением стихотворений и компьютерным воспроизведением текстовой части. Объявление темы, целей и задач, этапов будущего урока в форме презентации значительно повышает уровень устойчивого внимания. Разработки-презентации, дополненные иллюстративным материалом, повышают интерес к изучаемым темам, уровень восприятия материала. При объяснении нового материала использование ИКТ позволяет осуществлять принцип наглядности на более высоком современном уровне. Презентации сопровождают объяснения учителя интерактивными таблицами, анимационными моделями, словарными статьями, сведениями о писателях. Большую помощь оказывают электронные учебники и энциклопедии. Например, "Русская литература", "Энциклопедия русской литературы", "Библиотека мировой художественной культуры", "Энциклопедия Кирилла и Мефодия" и подобные. Все они имеют систему управления и переходов между различными разделами, включают готовые тестовые задания разных уровней сложности.

Однако особый интерес представляет методика Ивановой Ю.В. по использованию возможностей компьютерной поддержки в режиме онлайн на различных этапах урока литературы, на каждом из этапов которого возможна такая организация работы.

Например, на этапах закрепления и повторения эффективны задания по составлению и заполнению таблиц с использованием материалов из папки.

При знакомстве с критикой на произведение учитель предлагает такое задание: выбрать из критических статей разных авторов мысли, которые, на ваш взгляд, сходны (противоречат) друг другу и мотивировать отбор. Аналогичным типом задания служит сопоставление взглядов на произведение автора и литературных критиков.

Систематизируя полученные из опыта работы результаты, с уверенностью можно утверждать, что без использования ПК на уроках контроля ЗУН учащихся на выполнение и проверку результатов уходило от 30 минут до часа. При использовании его весь процесс занимает 10-15 минут, что даёт учителю не только выигрыш во времени, но и позволяет сразу увидеть и оценить результативность работы каждого ученика в режиме реального времени. Следовательно, урок становится более плотным, появляется возможность выполнения большего количества заданий разного типа, расширяются возможности использования дифференцированного подхода в обучении: тот, кто справился с заданием, может переходить к более трудному (следующему) виду работы, кто не справился, повторить изученный (требуемый) материал и попробовать свои силы ещё раз.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Исследование уровня эмоционального развития старших дошкольников
Цель: Определить уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников. Задачи: 1. Подобрать методику для диагностики эмоциональной сферы дошкольников. 2. Определить исходный уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников и сделать выводы об уровне развития эмоциональной сферы старши ...

Виды памяти по объекту запоминания
Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти – зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая память наиболее отчётливо проявляется у всех лю ...

Особенности формирования письменной речи у детей с нарушением слуха
Условия формирования речи у глухого ребенка иные, чем у слышащего; это существенным образом сказывается на всем ходе развития речи глухих детей. Если ребенок лишен слуха, то речевое общение являющееся обязательным условием развития слышащего ребенка, у него своевременно не возникает и не может оказ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru