Состояние проблемы развития связной речи в психолого-педагогической литературе

Образование и воспитание » Развитие связной речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре » Состояние проблемы развития связной речи в психолого-педагогической литературе

Страница 1

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя». Связная речь по определению Ф.А. Сохина – это «не просто последовательность слов и предложений, а последовательно связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях». Речь становится связной, если для нее характерны:

- содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

- точность (правдивое изображение, окружающее действительности);

- логичность (последовательно изложение мыслей);

- ясность (понятность для окружающих);

- правильность, богатство (разнообразие).

По мнению исследователей, существуют две разновидности устной связной речи – диалог и монолог, которым присущи свои особенности:

Диалогическая речь – речь поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, в ней могут присутствовать интонации, жесты, паузы, ударения. Для нее характерно использование разговорной лексики и фразеологии.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом, протекающее относительно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Для нее характерна литературная лексика, развернутые высказывания, законченность и логическая завершенность.

Связная речь может быть ситуативной (связанной с конкретной ситуацией) и контекстной (построенной без учета конкретной ситуации с опорой только на языковые средства).

Как же развивается связная речь детей? Ответ на этот вопрос содержится в исследованиях С.Л. Рубинштейна, которыйсчитает, что развитие связной речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления, и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи. В эмоциональном общении взрослого и ребенка вырастают разнообразные чувства, а не мысли. Также ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. На основе понимания, сначала очень примитивного начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый. К

концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. Слово для него имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желание более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функция: как средство установления контакта и как средство познания мира. На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активное речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически малооформленная речь маленького ребенка ситуативная. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партеры развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная, более последовательная и логичная. Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются. В дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. К четырем годам ребенок осваивает до 1900 слов, к пяти – до 2000-2500, а к шести-семи – до 3500 – 4000.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Непроизвольное запоминание и деятельность
Одним из наиболее весомых исследователей в области психологии памяти является, конечно, П.И. Зинченко. Широко известны многие его публикации и эксперименты. Наиболее знакомым и известным является эксперимент с картинками и числами. «Для раскрытия закономерных связей и зависимостей непроизвольного з ...

Обзор методик логопедической работы по развитию грамматического строя речи
Ввиду того, что несформированность грамматического строя речи является одним из факторов возникновения трудностей при овладении письменной речью, было проведено множество исследований и разработаны методы и приемы по его развитию. В общей логопедии проблемы формирования лексико- грамматических кате ...

Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования и образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования
1. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения: 1) качества высшего и послевузовского профессионального образования; 2) единства образовательного пространства Российской Федерации; 3) основы для объективной оценки д ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru