Урок как основная форма организации учебного процесса: педагогический аспект

Образование и воспитание » Современный урок литературы: классификации, концепции » Урок как основная форма организации учебного процесса: педагогический аспект

Страница 1

К педагогическим реалиям сегодняшнего дня относится совместный поиск педагогами и творческим учительством путей совершенствования классно-урочной системы. Нам представляется важным в решении данного вопроса обратиться к педагогическому наследию классиков. Во второй половине XIX века "линия Ушинского" на теорию урока, направленная против господствующей в его время формальной организации учебного процесса в школе все больше находила поддержку среди отечественных педагогов, среди которых следует отметить Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева, С.В. Иванова. Н.Ф. Бунаков, разрабатывая теоретические основы дидактических идей, приходит к формулированию не только правил (наглядности, активности) и принципов (индивидуальности, систематичности и последовательности, сознательности), но и обосновывает обучение как процесс, который подчиняется закономерностям человеческого познания. Опираясь на познавательную деятельность человека и закон ассоциаций, он выдвигает ряд дидактических правил построения урока: "уяснение главной цели" урока; составление плана урока; определение главных путей, по которым следует идти к цели. Бунаков указывает на необходимость планирования. "Урок целесообразно начинать с повторения пройденного материала, в целях установления связи предстоящего занятия с прежними" [Бунаков, 1986: 23]. Необходимо поддерживать определенный порядок; чаще обращаться к детям, заставлять их говорить, постоянно держать в центре своего внимания "детей вялых, растерянных и шаловливых". Урок должен заканчиваться подведением итогов пройденного. Важным средством закрепления знаний считает применение самостоятельной работы.

Н.Ф. Бунаков выработал "условия наиболее успешного ведения уроков", которые и определили дидактическую основу урока: образовательные цели; характер преподаваемого материала; психологические особенности развития детского мышления; применение наглядности; индивидуального подхода к учащимся; наличие самостоятельной работы учащихся; личность учителя.

П.Ф. Каптерев разрабатывает теоретические основы урока, опираясь не только на самобытность русской трактовки проблем урока ("глубокое уважение к личности ребенка", русский язык - главный учебный предмет), но и на экспериментальное направление дидактики. В книге "Дидактические очерки" он излагает дидактические идеи, общие свойства педагогического метода, правила хорошего преподавания, отмечает свойства отдельного хорошего урока, которые и являются его дидактической системой: "урок должен быть интересным, организованным, чтобы обеспечить полное восприятие материала, основательную переработку его в сознании учащихся и отчетливое выражение его учениками в разнообразных формах; урок должен предоставлять упражнение не только для ума, но и для воли каждого учащегося".

В период 30-50 гг. получил реализацию комбинированный урок как основной в процессе обучения (И.Н. Казанцев, Б.П. Есипов и др.). Вводилась четырехэлементная система урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление нового материала, задание на дом. Работа вне комбинированного урока резко осуждалась.

Иванов Сергей Васильевич рассматривает урок "как живую, всегда изменяющуюся и постоянно развивающуюся организационную форму учебной работы". Он был сторонником не только строго организованного, но и целенаправленного, сознательного и активного обучения. "В процессе обучения, - отмечает С.В. Иванов, - тесно переплетаются в единое целое логика познания, методика обучения, самостоятельная работа ученика и разумная деятельность учителя". Немаловажным фактором обучения С.В. Иванов считал стимулирование самостоятельности логического пути ребенка. В познании выделяют несколько ступеней, которые при обучении должны проникать друг в друга, всегда находиться в связи и единстве. С.В. Иванов отмечает, что "такой процесс должен пройти через ощущения ребенка, мыслительную деятельность и приобретение знаний, правильность которых проверяется практикой".

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Методологические основы исследования аспектов формирования социально-профессиональной компетенции в учреждениях начального профессионального образования
Опытно-экспериментальная работа, направленная на выявления аспектов формирования СПК в учреждениях НПО, проводилась на базе Курского Торгово-Экономического колледжа г. Курска. В исследовании приняли участие человек, так как учащиеся данного колледжа до третьего курса относятся к студентам НПО, а на ...

Роль игровой деятельности в развитии личности ребенка
В ряде исследований советских психологов было показано, что в игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением, организацией себя на достижение или преобразование чего-либо. В ролевой игре образ поведения другого человека выступает для ребенка как регулятор его собств ...

«Аппликация» в программе дошкольного образования «Пралеска»
Программа "Пралеска"- первая национальная программа дошкольного образования, программа нового поколения. Цель образования в ДУ – гармоничное разностороннее развитие детей. Структура программы. Она включает в себя 2 базисных блока и приложение: 1-й базисный блок – общий, посвящен ключевым ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru