Психолого-педагогические основы содержания и технологий современного урока литературы

Образование и воспитание » Современный урок литературы: классификации, концепции » Психолого-педагогические основы содержания и технологий современного урока литературы

Страница 4

Важно отметить, что своеобразие восприятия литературы на разных возрастных условиях имеет большое значение при раскрытии освещаемой проблемы.

На уроке литературы словесник должен учитывать тот факт, что школьника младшего возраста периода наивного реализма интересуют прежде всего отдельные яркие эпизоды, его суждения о поступках героев книг бывают категоричными, иногда односторонними, но эмоционально окрашенными. Школьники оказываются захваченными сопереживанием особенно мобильным героям. Например, при изучении произведения В.Г. Короленко "В дурном обществе" ученики охотно вступают в дискуссию при рассмотрении образа Васи.

Подростка в период нравственного эгоцентризма интересует человек как носитель определенных свойств личности. Проявляет интерес к моральным свойствам личности, становлению характера, мотивам поведения. Но не всегда умеет оценить личность литературного героя в целом, учесть и взвесить различные обстоятельства и мотивы его поведения. Так, например, складывается при чтении повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", когда ученикам порой бывает сложно оценить личность Петра Гринева.

В юношеском возрасте в период философского осмысления жизни ребята проявляют интерес к сложному внутреннему миру героя, увеличивается стремление понять мировоззрение человека, сущность моральных свойств его личности. В этом возрасте формируется "жизненная перспектива" старшеклассников. Это и связано с философией осознания прочитанного. Примером может служить роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". На протяжении всего произведения мы можем наблюдать внутренние, душевные изменения главного героя, связанные с развитием его теории.

Но не только возраст, а индивидуальные возможности и способности следует учитывать на уроке литературы. Индивидуальные особенности - это "совокупность моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и других качеств личности, которые заметно отличают человека от другого".

Поскольку в развитии человека проявляются общие и особенные качества, то учителю приходится большое внимание уделять тем особенностям, которые характеризуют индивидуальность, своеобразие черт личности отдельно взятого ученика.

Разрабатывая свою систему воспитания личности в коллективе, А.С. Макаренко писал: "Я увидел, что должна быть общая программа "стандартная" и индивидуальной корректив в ней".

А.С. Макаренко часто подчеркивал, что "такие качества и привычки как аккуратность, точность, быстрота ориентировки не нужно воспитывать при помощи "индивидуальной обработки". А вот для других, более значимых личностных качеств, требуется индивидуальный подход".

Очень важно учитывать темп деятельности, так как одни дети все делают быстро, а другие медленно. Учащиеся даже одного возраста сильно отличаются по уровню интеллектуального развития, наблюдательности, памяти, воображению, интересам, склонностям, творческим способностям.

Ряд психологов и методистов пришли к альтернативному выводу о трех основных типах восприятия школьников. В первом типе отмечается преобладание наглядных и образных элементов; во втором - преобладание словесных и логических моментов восприятия; третий тип - смешанный.

Также ученики делятся на "рассудочный" и "эмоциональный" тип восприятия. В первом случае школьники легко составляют планы, активно участвуют в работах итогового характера, но хуже работают с заданиями по тексту, менее чутки к художественному слову.

Ученики второго ("эмоционального") типа с интересом работают по тексту произведения, улавливают характер выразительных средств того или иного автора, но им труднее дается составление планов, работа над выводами.

Знание особенностей учащихся каждого класса позволяет учителю правильно распределить индивидуальные задания, в нужном направлении развивать познавательные задатки и интересы учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания
В.М. Минияров выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и средств педагогического воздействия и о которых говорил в свое время Э. Берн. Получае ...

Психодиагностика как одна из функций работы психолога
Определяя объекты своего воздействия, психолог исходит из того, что психологические проблемы, не разрешимые самостоятельно, могут возникнуть у любого, абсолютно нормального человека. Разница в том, что у одного ребенка их больше, у другого – меньше, один может поделиться своими сомнениями с посторо ...

Общение как средство обучения в процессе преподавания психологии
В условиях современного общества в процессе обучения активно применяются нетрадиционные методы обучения, которые необходимо осмыслить как инновационную педагогику. Изучение литературы показало, что проблема нетрадиционного обучения невербальными средствами является предметом исследования не только ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru