Психолого-педагогические основы содержания и технологий современного урока литературы

Образование и воспитание » Современный урок литературы: классификации, концепции » Психолого-педагогические основы содержания и технологий современного урока литературы

Страница 2

Следующим важным условием формирования полноценных нравственно-психологических понятий и наполнения их конкретно-чувственным и аффективным содержанием является театрализация художественных текстов. Театрализация также является хорошим дидактическим средством формирования и коррекции, практических компонентов психологической культуры школьников: умения выражать состояние и характер героев, навыков психологического воздействия и др. В простейшей форме она может проходить в виде чтения по ролям.

В качестве предмета театрализации должны выступать наиболее адекватные по отношению к формируемым понятиям фрагменты текста, которые можно рассматривать как конкретные и типичные формы существования общего и абстрактного. Задача учителя здесь состоит в том, чтобы добиться от школьников психологически правильного выполнения ролевых действий по таким параметрам, как содержание, внешний облик, мимика, пантомимика, интонация и др. Понятно, что все возможные декорации и другая театральная атрибутика только усиливают формирующий эффект. Большое значение здесь имеют также групповое обсуждение и взаимная оценка игры.

Целью заключительного этапа работы над художественным произведением является выход за пределы его сюжета. Перед учащимися ставится задача на прогнозирование возможного и наиболее вероятного поведения героя в ситуациях, которые не представлены в произведении. Их может предлагать учитель или сами школьники. В содержательном плане они могут быть похожи на ситуации произведения или выходить далеко за его рамки, например, воспроизводить сюжеты современной жизни, быть реалистическими или фантастическими и т.д. При всем внешнем различии они, тем не менее, должны соответствовать психологической сущности героя. Поэтому его поведение в них будет не случайным, а закономерным проявлением своего внутреннего содержания, т.е. добрый будет вести себя как добрый, упрямый - как упрямый и т.д.

Адекватность подобных прогнозов возможна лишь при условии полноценного усвоения соответствующих нравственно-психологических понятий. Учебную работу на данном этапе рекомендуется проводить в форме письменных творческих заданий, типа сочинений-миниатюр с их последующим групповым обсуждением и оценкой. Они выполняют здесь две функции: формирующую (дальнейшее обобщение понятий) и контрольную (проверка уровня владения ими).

В качестве примера приведем фрагмент такого сочинения по мотивам произведения А.С. Пушкина "Сказка о золотой рыбке" на тему "Что было после . ". "Вот вернешься ты домой, дурачина-простофиля, я тебе покажу. Вздумал смеяться надо мною. Всю жизнь мне искалечил, молодость загубил. Даже дом не смог построить, да корыто починить . ". В приведенной работе показаны размышления старухи после того, как она снова оказалась у разбитого корыта. Как видим, здесь достаточно адекватно воспроизводится логика характера и отношений героини сказки. Это говорит о том, что автор сочинения - ученик усвоил содержание соответствующих понятий и способен совершать психологические прогнозы.

Кроме этого можно практиковать и другие виды творческих заданий, например, описание развития каких-либо событий при условии изменения отдельных черт характера героя ("Отказ Базарова от нигилистических взглядов. Дальнейшее развитие сюжета романа "Отцы и дети"), подготовка психологических рекомендаций для одного из героев (рекомендации для Евгения Базарова), помогающих ему построить более правильный (разумный) способ поведения в какой-либо из изображенных в произведении ситуаций и др. При их выполнении нужно следить за тем, чтобы на них воспроизводилась психологическая сущность соответствующих понятий.

По результатам производственно-педагогической практики было отмечено, что вместе с этим повышается и уровень владения понятиями. Дети достаточно легко и правильно выполняли задания на психологическое прогнозирование, в то время как испытуемые из контрольной группы не справлялись с ними или делали это некачественно и на более низком уровне, т.е. не воспроизводили логику характера героя.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Влияние объектов труда на развитие учащихся
Выбор объектов труда — один из важнейших этапов в его организации. Сложность его связана со многими факторами: возраст учащихся, материальная база для изготовления выбираемых объектов, технология изготовления изделий, их практическое использование и многое другое. В связи с этим при выборе объектов ...

Содержание и задачи словарной работы в начальных классах
Слово - значимая единица языка, носитель смыслов. Словами и их сочетаниями означают определенные предметы и отвлеченные представления, словами же проявляются и чувства. Всякое речевое высказывание формируется из слов и сочетаний, выстроенных в определенной последовательности. Чем богаче словарь чел ...

Художественная литература на уроках истории
Художественный образ увеличивает эмоциональное воздействия рассказа учителя и воспитывает определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, возбуждая сочувствия, восхищения, негодования, ненависть. Этические нормы и идеи выражены не в отвлеченном формулировании, а в ярких образах, действующ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru