Основные этапы дифференциации и интеграции туристско экологического образования в СОШ им. С. Жаксыгулова Таскалинского района

Образование и воспитание » Основные этапы дифференциации и интеграции туристско экологического образования в СОШ им. С. Жаксыгулова Таскалинского района

Страница 1

«Правильно поставленная работа позволяет обеспечить связь между предметами, дать возможность учащимся применить свои знания на практике, воспитывать положительные и устранять отрицательные черты характера, дать азы экологической грамотности. Кроме того, как все формы работы с молодежью, экспедиционная работа решает проблемы занятости, организованного культурного досуга, взаимоотношения молодежи между собой…».

Фомин В.П.

Природоохранная просветительная и туристская деятельность в СОШ им. С. Жаксыгулова Таскалинского района всегда была стержневой в определении учебных планов школы, целей и задач учебно-воспитательной работы учительского коллектива. Более 20 лет назад учащиеся школы под руководством учителей географии и биологии Костиной А.Е., Пудиковой Л.И., Осиновской В.А. и других, активно участвовали в областных и республиканских соревнованиях по туризму, слетах натуралистов, представляли опыт работы школы на разных уровнях. Многое было сделано этими педагогами в формирование структуры школьной туристско-краеведческой работы, придания ей практической и мировоззренческой направленности, разработке методологии поисково-исследовательской деятельности школьников.

Однако, это был такой период деятельности, когда интерес к полевым исследованиям, туристско-краеведческой деятельности поддерживался только у небольшой группы школьников, активно представляющей школу и район на различных уровнях. Занимаясь, длительное время, с небольшой группой учащихся по основам туризма учителя смогли за счет такой специализации и элементарного тренинга готовить школьников для участия в областных и республиканских соревнованиях. Во-вторых, особенностью этого периода является и то, что учащиеся овладевали только навыками туристкой техники; другие же вопросы формирования гармонично развитой личности, которые можно было бы решать по ходу основной деятельности, оказались неохваченными или малорезультативными. В этот период массовость и всеохватность достигалась участием школьников и педагогов в экспедициях «Моя Родина-СССР», туристических поездках по городам СССР.

В постсоветский период, когда многие нравственные ценности в обществе канули в лету, когда вопросы экологии и существования экосистем становятся не просто актуальными, но и жизненно необходимыми, учителя школы, независимо от туристко-краеведческой деятельности, а зачастую и параллельно с ней, самостоятельно брались за ведение курсов по основам экологии, валеологии, охраны окружающей среды, в различных по возрасту, подготовленности и уровню сформированности классных коллективах. Это была пора становления, когда учителя сами хотели определиться в этом вопросе. Стало выделяться эколого-биологическое, туристско-краеведческое направления в общем процессе обучения и воспитания. Школа была объявлена опорной в Таскалинском районе по туристско-экологической деятельности со всеми вытекающими отсюда последствиями. В школе параллельно появилось несколько туристических групп, между которыми шло соперничество, за участие в районных и областных слетах туристов и натуралистов. Анализируя этот период работы, можно сказать, что он был переломным в определение стратегического направления учебно-воспитательной деятельности школы. Понимая комплексность вопросов, решаемых в ходе экологического обучения, воспитания и развития, туристско-экологическая деятельность в школе стала ориентироваться на специализацию и научный подход школьников к изучению окружающей среды вообще и природы своего края в частности. Учителя-предметники и педагоги дополнительного образования свою работу в отрядах стали строить по должностным «специальностям», то есть каждый член туристкой или экологической группы, помимо функциональной должности, является носителем исследовательской специальности (топограф, ботаник, фенолог, гидролог, почвовед, орнитолог и др.). Школьник, систематически занимаясь по избранной профессии, отрабатывает методику исследовательской работы по специальности, пополняет теоретические знания, ориентируется профессионально на выбор жизненного пути. Положительным является и то обстоятельство, что школьники внутри отряда «ищут» свою профессию, отказываясь от одной и останавливаясь на другой. Учащиеся, овладевая этими знаниями, свободно пользуются методикой исследовательской деятельности по классификации, мониторингу, степени дигрессии отдельных природных комплексов и их компонентов. Стал регулярно, неформально проводиться районный слет туристско-экологической экспедиции «Жайык Урал» в рамках республиканской туристско-краеведческий экспедиции «Атамекен». Школьные экологические отряды регулярно принимают участие в III этапе областной экологической экспедиции «Жайык-Урал», где последние шесть лет Таскалинский район, который представляют учащиеся средней школы им. С. Жаксыгулова, остается лидером.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Возрастные особенности школьников и их учет при подготовке к выбору профиля обучения
В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста - представление о себе, как “не о ребенке”, подрос ...

Особенности психо-речевого развития детей-воспитанников дома ребенка
Дом ребенка является особым учреждением, где воспитываются дети первых трех лет жизни, временно или навсегда оставшиеся без попечения родителей. Главная задача, стоящая перед коллективом этого учреждения обеспечить своевременное физическое и психическое развитие детей, подготовить их к жизни в обще ...

Особенности математических представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии
Развитие математических представлений ребенка-дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его нормально развивающихся сверстников. Ни один вид деятельности, характерный д ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru