Основные этапы дифференциации и интеграции туристско экологического образования в СОШ им. С. Жаксыгулова Таскалинского района

Образование и воспитание » Основные этапы дифференциации и интеграции туристско экологического образования в СОШ им. С. Жаксыгулова Таскалинского района

Страница 2

Туристский ликбез продолжается в рамках платных походов, где желающих очень много. На базе школы работают кружки туризма, экологии и краеведения районного центра туристов и экологов (директор Айтжанов Ж.Х.). Эколого-натуралистическая деятельность в школе сосредоточена в рамках школьных кружков «Юный цветовод», «Комнатные растения» и других, областной очно-заочной школы «Табигат». Их деятельность методически координируется районной экологической станцией, созданной 8 лет назад. На уровне календарного планирования школьных учебных дисциплин (биология, география, литература, казахский, русский и английский языки, трудового и изобразительного обучения) учителя внесли свои коррективы в вариативную часть учебных планов, используя для этого резервное время курсов, интегрированные темы. Содержание учебных дисциплин стало носить конкретный характер, приближенное к реалиям окружающей жизни, более интересное для школьников. Учебный план школы стал более цельным, монолитным, направленным на решение конкретных образовательных и воспитательных задач, менее размытым и абстрактным. Силами учителей-предметников в школе разработана программа по экологическому воспитанию для учащихся V-IХ классов, учитываются преемственность курсов начального среднего и старшего звена обучения, по принципу имеющихся на вооружении школы обязательных программ по гражданской обороне и правилам дорожного движения в объеме 8-14 часов.

Это позволило упорядочить всю воспитательную работу по экологическому становлению школьников, так как мы понимали, что оно напрямую связано с нравственным, правовым воспитанием, формированием коллективистских качеств, активной жизненной позицией с положительной мотивацией в природоохранной и общественной деятельности. В конечном итоге, даже при высоком профессиональном мастерстве классного руководителя, настоящее планирование помогает наставникам учащихся систематизировать работу по экологическому воспитанию, определиться в тематике классных часов, приоритетности вопросов в этом направлении. Помимо вышеперечисленных преимуществ, постоянно действующий эколого-биологический разновозрастный кружок позволил придать этой работе целенаправленный научно-исследовательский и прикладной характер. Учителя истории и права сформировали кружок краеведения, до этого действовавший на основе отдельных школьников, интересующихся вопросами истории своего края. В этой работе учителя выделили следующее содержание:

- специальные беседы в классах, на общешкольных мероприятиях о национальных и общечеловеческих ценностях личности, отдельных этносов страны, социальных групп;

- государственная символика республики Казахстан, своеобразие культуры, истории, обычаев, традиций, религий, промыслов, экономики своего края;

- увязывание вышеперечисленных вопросов с особенностями природы своего края, необходимостью ведения здорового образа жизни, ориентируя школьников на формирование стойких морально-этических, нравственных идеалов;

- топонимические особенности природных, хозяйственных и общественно-культурных объектов своего края.

Разноплановая и всеохватная работа вышеуказанного периода подготовила фундамент для структурных изменений внутри школы; на базе тематических кружков начал функционировать экологический клуб «Экос», деятельность которого позволила решить множество организованных и педагогических задач:

- была создана внутришкольная детская общественная организация на основе реального, (а не формального, позерского) интереса учащихся и содержательной деятельности;

- внеклассная и внешкольная деятельность учащихся приобрела системный и организованный характер;

- содержание работы клуба, несмотря на явно выраженное экологическое направление, включала широкий спектр деятельности: спорт и здоровье, культура и искусство, валеология и экология, туризм и основы экологической безопасности жизни школьников, обычаи, традиции народов Казахстана, настольные национальные игры и другие.

В школе начал функционировать историко-краеведческий уголок, в работе которого по подготовке материалов, их систематизации принимают участие активисты-краеведы и экскурсоводы. В районе с 1999 года начала работать районная экологическая экспедиция «Аймак- Край», которая в следующем витке своего развития становится региональной, с приглашением к участию в ней туристско-экологических сводных отрядов Озинского района Саратовской области, районов Западно-Казахстанской области. В рамках этой экспедиции, в течение нескольких лет идет работа по изучению памятников природы Таскалинского района, проводится экологический мониторинг природных и хозяйственных объектов села. При наличии большого количества выявленных интересных природных комплексов в районе, отличающихся своей экологической стабильностью, возникла необходимость проведения комплексной специализированной экспедиции «Памятники природы Таскалинского района». Помимо большого охвата школьниками вопросов общей экологии, краеведения, туристско-натуралистической работы, во всей деятельности учителей и учащихся стал присутствовать научно-исследовательский характер. Помимо традиционных мероприятий: экспедиции, слеты, туриады, походы выходного дня, Дня школы, экскурсии, классные воспитательные часы, школьники стали активно участвовать в работе научно-практических конференций, семинаров, проводимых в школе, районе, области. В этот период под руководством учителей, школьники подготовили научно-исследовательские работы и издали тематические брошюры по темам: «Регрессия почв поймы реки Деркул, как результат антропогенного воздействия и природных эрозионных факторов», «Река Деркул-важный природный и хозяйственный комплекс», «Экологический паспорт села Каменка и фруктового сада», «Комплексная физико-географическая характеристика реки Деркул», «Экологическая тропа села Каменка» и многое другое. Было сформировано научное общество школьников из числа ребят, активно занимающихся туристко-краеведческой и эколого-натуралистической деятельностью. Сводный районный экологический отряд «Искатель» СОШ им. С. Жаксыгулова, принимая участие в областной экологической экспедиции «Жайык-Урал», проводит экологический мониторинг природных и антропогенных объектов области, разрабатывает мероприятия по их экологической стабилизации, проекты их рационального использования, разрабатывает сигналы экологической тревоги.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Педагогическая деятельность
В.С Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухом ...

Понятие, сущность и цели ОДИ
Обращаясь к рассмотрению ОДИ как пространству развития рефлексии необходимо определить понятие, цели и типологию ОДИ. ОДИ как средство и метод решения междисциплинарных и межпрофессиональных проблем была впервые подготовлена и проведена в 1979 году под руководством Г.П. Щедровицкого, который являет ...

Теория человеческой мотивации Абрахама Харольда Маслоу
Абрахам Харальд Маслоу родился 1 апреля 1908г в Нью-Йорке, был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование. Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две нед ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru