Основные этапы дифференциации и интеграции туристско экологического образования в СОШ им. С. Жаксыгулова Таскалинского района

Образование и воспитание » Основные этапы дифференциации и интеграции туристско экологического образования в СОШ им. С. Жаксыгулова Таскалинского района

Страница 5

Таким образом, образовательные цели в ходе туристско-краеведческой и эколого-натуралистической деятельности были достигнуты; об этом свидетельствует даже нехитрая методика исследований с использованием тестовых заданий, практических и полевых работ, тематических экологических экспедиций. По предметным курсам и в целом по школе увеличилось качество знаний учащихся.

Особое место в исследованиях заняло изучение уровня воспитанности учащихся. Реализация всех задач предполагала, что уровень воспитанности учащихся 5-х классов и всего школьного ученического коллектива значительно возрастет, однако отсутствие и однобокость имеющихся методик по мониторингу уровня воспитанности подтолкнули к поиску специфических для данной темы эксперимента. Были подготовлены диагностические карты, которые позволили охватить значительный спектр личностных характеристик учащихся, проведен психолого-педагогический анализ личности каждого школьника с участием классных руководителей, педагогов-предметников, родителей и общественности. Так, в основу психолого-педагогических исследований легло выявление основной группы препятствий, которые сдерживают развитие личности вообще и личности школьника, особенно. К таким препятствиям были отнесены следующие: социальные, субъективные и материальные. К социальным препятствиям были отнесены все средовые преграды: работники школы, друзья, сверстники, социально- культурная атмосфера. Субъективные или личностные препятствия формируются в ходе становления личности и включают в себя эмоционально-волевые, поведенческие показатели личности, компоненты структуры личности и зависят, во многом, от когнитивных (наследственных) причин. Материальные препятствия включили в себя степень материального обеспечения всего образовательного процесса, благосостояние семьи ребенка (см. схему). Так, при ответе на тестовый вопрос: «Какие источники психолого-педагогического дискомфорта препятствуют вашему образованию и самовоспитанию?» была отмечена динамика снижения таких видов препятствий для образования и самовоспитания школьников, как социальные (от 12% на начало до 5% на IV год исследований), субъективные - с 16% до 11% соответственно. При относительной невозможности школьников влиять на показатель материальных препятствий, наблюдается некоторое снижение их доли с 45% до 44% за счет стабилизации экономики в селе и в регионе в последние годы. Явно прослеживается тенденция значительного увеличения доли школьников, видящих отсутствие препятствий для образования и самовоспитания личности в следствии развития коммуникативных возможностей, разновозрастного коллективизма, активной жизненной позиции с положительной мотивацией. При многократных опросах, выявляющих у школьников виды препятствий для обучения, полноценной общественной жизни в школе, все меньше школьников отмечают такие препятствия, как личную скованность, общественную изолированность, личностный дискомфорт в школьной среде. Активные и постоянные члены школьного клуба отличаются устойчивыми личностными позитивными качествами, что в целом свидетельствует о положительных результатах исследований, которые могут стать основой для внутришкольного эксперимента по данной теме.

Следует отметить, что возросший уровень обученности школьников в вопросах экологической грамотности значительно снизил уровень правонарушений среди детей, способствовал формированию у детей позитивных личностных качеств: коммуникативность, верность школьным традициям, взаимовыручку, сострадание ближним, самодостаточность. Всеохватное и содержательное участие школьников во всех начинаниях, связанных с природоохранной деятельностью, позволяет утверждать, что модель туристско-экологического образования, воспитания и развития учащихся эффективна, носит кумулятивный характер, нацелена на перспективу и, самое главное, она востребована и имеет поддержку в обществе. Являясь, по существу, разовой акцией в школе, данные исследования легли в основу глубокой и масштабной деятельности в рамках села, Таскалинского района, а по некоторым аспектам туристско экологического всеобуча – и в области.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Нарушение голоса
Нарушения голоса у детей и подростков оказывают существенное влияние на их общее и речевое развитие. Степень отрицательного влияния нарушений голоса на формирование личности, на возможности социальной адаптации зависит от характера и глубины расстройства голосовой функции. В настоящее время распрос ...

Методы преподавания джаз-модерн танца в детской студии
Что же касается танца джаз-модерн, главной целью этой дисциплины является развитие творческой стороны личности, индивидуального воображения и артистизма. Педагогу необходимо научить детей исполнять танец осмысленно, вдохновлено, музыкально и свободно, тогда поза превращается в выразительный жест та ...

Определение понятий
Интервьюирование, согласно Никандрову В.В. – «процесс сбора психологом информации у клиента путем непосредственного речевого контакта по ранее заготовленному плану». Респондент, согласно Мещерякову Б.Г. и др. – «лицо, отвечающее на вопросы интервьюера (психолога) в процессе дачи интервью». Поисково ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru