Основные этапы дифференциации и интеграции туристско экологического образования в СОШ им. С. Жаксыгулова Таскалинского района

Образование и воспитание » Основные этапы дифференциации и интеграции туристско экологического образования в СОШ им. С. Жаксыгулова Таскалинского района

Страница 5

Таким образом, образовательные цели в ходе туристско-краеведческой и эколого-натуралистической деятельности были достигнуты; об этом свидетельствует даже нехитрая методика исследований с использованием тестовых заданий, практических и полевых работ, тематических экологических экспедиций. По предметным курсам и в целом по школе увеличилось качество знаний учащихся.

Особое место в исследованиях заняло изучение уровня воспитанности учащихся. Реализация всех задач предполагала, что уровень воспитанности учащихся 5-х классов и всего школьного ученического коллектива значительно возрастет, однако отсутствие и однобокость имеющихся методик по мониторингу уровня воспитанности подтолкнули к поиску специфических для данной темы эксперимента. Были подготовлены диагностические карты, которые позволили охватить значительный спектр личностных характеристик учащихся, проведен психолого-педагогический анализ личности каждого школьника с участием классных руководителей, педагогов-предметников, родителей и общественности. Так, в основу психолого-педагогических исследований легло выявление основной группы препятствий, которые сдерживают развитие личности вообще и личности школьника, особенно. К таким препятствиям были отнесены следующие: социальные, субъективные и материальные. К социальным препятствиям были отнесены все средовые преграды: работники школы, друзья, сверстники, социально- культурная атмосфера. Субъективные или личностные препятствия формируются в ходе становления личности и включают в себя эмоционально-волевые, поведенческие показатели личности, компоненты структуры личности и зависят, во многом, от когнитивных (наследственных) причин. Материальные препятствия включили в себя степень материального обеспечения всего образовательного процесса, благосостояние семьи ребенка (см. схему). Так, при ответе на тестовый вопрос: «Какие источники психолого-педагогического дискомфорта препятствуют вашему образованию и самовоспитанию?» была отмечена динамика снижения таких видов препятствий для образования и самовоспитания школьников, как социальные (от 12% на начало до 5% на IV год исследований), субъективные - с 16% до 11% соответственно. При относительной невозможности школьников влиять на показатель материальных препятствий, наблюдается некоторое снижение их доли с 45% до 44% за счет стабилизации экономики в селе и в регионе в последние годы. Явно прослеживается тенденция значительного увеличения доли школьников, видящих отсутствие препятствий для образования и самовоспитания личности в следствии развития коммуникативных возможностей, разновозрастного коллективизма, активной жизненной позиции с положительной мотивацией. При многократных опросах, выявляющих у школьников виды препятствий для обучения, полноценной общественной жизни в школе, все меньше школьников отмечают такие препятствия, как личную скованность, общественную изолированность, личностный дискомфорт в школьной среде. Активные и постоянные члены школьного клуба отличаются устойчивыми личностными позитивными качествами, что в целом свидетельствует о положительных результатах исследований, которые могут стать основой для внутришкольного эксперимента по данной теме.

Следует отметить, что возросший уровень обученности школьников в вопросах экологической грамотности значительно снизил уровень правонарушений среди детей, способствовал формированию у детей позитивных личностных качеств: коммуникативность, верность школьным традициям, взаимовыручку, сострадание ближним, самодостаточность. Всеохватное и содержательное участие школьников во всех начинаниях, связанных с природоохранной деятельностью, позволяет утверждать, что модель туристско-экологического образования, воспитания и развития учащихся эффективна, носит кумулятивный характер, нацелена на перспективу и, самое главное, она востребована и имеет поддержку в обществе. Являясь, по существу, разовой акцией в школе, данные исследования легли в основу глубокой и масштабной деятельности в рамках села, Таскалинского района, а по некоторым аспектам туристско экологического всеобуча – и в области.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Коррекционная работа по преодолению тревожности у детей в системе детско–родительских отношений
Цель коррекционной программы: создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей через коррекцию детско-родительских отношений; апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на повышение педагогической грамотности. Задачи: Формирование знаний о психолог ...

Личностно ориентированные технология обучения
Личностно- ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной ...

Размер выборки
Чтобы полностью определить схему выборки, надо договориться о том, сколько человек следует опросить или сколько произвести измерений. Учащимся надо объяснить, что идеальным будет охват исследованиями всех объектов совокупности, если это возможно. Поскольку же это возможно далеко не всегда, особенно ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru